В мире
Александра Зайцева, Газета.Ру

Сталин превысил полномочия

Польские офицеры, расстрелянные в Катыни, не являются жертвами политических репрессий. Таково решение Главной военной прокуратуры России. Член правления «Мемориала» Александр Черкасов в беседе с «Газетой.Ru» назвал его демонстративным и не очень умным.

Gazeta Wyborcza опубликовала официальный ответ Главной военной прокуратуры на требование признать убитых в Катыни жертвами политических репрессий. Прокуратура полякам в этом отказала. Соответствующий документ от российской стороны был получен польским Институтом народной памяти (ИНП), который возбудил в 2004 году следствие по катыньскому делу. С требованием в соответствии с российским законом о реабилитации жертв политических репрессий от 1991 года выступили несколько десятков польских семей, члены которых погибли в Катыни. Это заявление они передали через посольство Польши в Москве.

Нынешнее свое заключение прокуратура обосновала тем, что не найдено доказательств того, что поляки, убитые в Катыни, «были привлечены к уголовной ответственности» согласно советскому Уголовному кодексу.

Катынь находится в 14 км от Смоленска. Весной 1940 года органы советской госбезопасности уничтожили здесь свыше 4 тыс. польских офицеров, интернированных в 1939 году в СССР и доставленных сюда из Козельского лагеря. Захоронение было обнаружено солдатами гитлеровской армии в 1943 году. Москва только в 1990 году признала причастность органов НКВД к расстрелу офицеров.

Ранее главный военный прокурор РФ Александр Савенков заявил, что в отношении катыньского дела «речь может идти только об общеуголовных преступлениях, связанных с отдачей незаконных приказов и превышением полномочий рядом должностных лиц достаточно высокого ранга». Он также отметил, что «никаких оснований для того, чтобы говорить по так называемому катыньскому делу о геноциде, нет». Главный военный прокурор высказал недоумение в связи с намерением польской стороны начать собственное расследование после того, как российская прокуратура приняла решение о прекращении этого уголовного дела. Очередной конфликт вокруг расследования катыньской трагедии случился в начале марта прошлого года, когда российская прокуратура отказалась передавать Польше львиную долю материалов уже проведенного расследования. Из 183 томов 116 засекречены, и польское правительство их не получит.

На этот раз дело касалось индивидуальных запросов. Члены семей, чьи родственники были расстреляны в Катыни, добивались признания их жертвами сталинских преступлений в свете российского закона 1991 года. Однако, как установила российская прокуратура, оснований считать убитых жертвами сталинских репрессий, нет. Как рассказал «Газете.Ru» член правления правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов, в качестве объяснения такого решения прокуратура назвала формальное отсутствие приговора. Действительно, польские офицеры были расстреляны на основе решения Сталина и Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 года. Это решение противоречило даже советскому праву того времени. Формально оно не было приговором, и поэтому, по мнению российской прокуратуры, его нельзя отменить, то есть реабилитировать жертвы. «Несмотря на то что польские офицеры были убиты без решения судебных органов, они подпадают под закон 1991 года о жертвах репрессий. Решение прокуратуры демонстративное и не очень умное. Оно не означает ничего, кроме того, что Россия по-прежнему не хочет нести ответственности за свое прошлое», — заявил Черкасов.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)