Скандалы
Татьяна Гусева

«Стали на горло власти-чиновники. Заходишь — сидят в блестящих костюмах, не хотят даже разговаривать»

Белорусы, попавшие на штрафы из-за пользования платными дорогами BelToll, отчаялись добиться правды в коридорах власти и планируют собраться у Дома правительства 4 февраля, чтобы их, наконец, услышали.

Как рассказал «Салідарнасці» руководитель минской транспортной фирмы, которая занимается международными перевозками, Сергей Штода, за нарушения пользования BelToll оштрафованы 5000 человек. Большинство из них — белорусы, но есть и граждане Польши, Литвы, Украины, России, Германии. Суммы штрафов — от 1 000 до 80 000 евро.

За что поплатились водители? По мнению Сергея Штоды, свою роль сыграл человеческий фактор.

— Вы заедьте в любую деревню, дайте кому-нибудь четвертый айфон и скажите: «Давай по вайберу пообщаемся или по скайпу». Человек не будет знать, как этим пользоваться, — объясняет Сергей Штода. — Так же было и с платными дорогами. Систему BelToll запустили в 2013-м. Многие водители знать не знали, как этим пользоваться. Раздали бортовые устройства водителям — нате, работайте! Договора вручили (10 страниц мелким шрифтом) — подпишите, почитаете — разберетесь.

Водителей штрафовали на астрономические суммы из-за того, что транспортная инспекция вовремя не пресекала эти нарушения.

— Когда едет машина навстречу, они видят, нарушитель это или нет. У всех грузоперевозчиков, кто попал на штрафы, один тип нарушения.

Закончились у вас деньги на счету мобильного, вам приходит смска о том, что выключат телефон. Почему здесь нельзя было такого робота запустить в системе?

В транспортной инспекции говорили, мол, вы умышленно нарушали. Но зачем человеку, у которого нормально работает организация, недоплачивать доллар, проезжая терминал, и потом платить 50 000 евро?

Кстати, все штрафы водителям, нарушившим правила пользования системой платных дорог в Беларуси, выставляют в евро.

— Это депутаты так рассчитали с Минфином, — продолжает Сергей. — Например, я выезжаю на М1, проезжаю терминал, с меня списывается нарушение, словно я проехал по всем дорогам Беларуси. На сумму 260 евро. На следующем терминале — еще 260 евро. Получается, я за сутки могу, как земной шар, всю Беларусь обколесить и только штрафы собирать.

За первые два месяца работы BelToll на Сергея оформили 30 актов по 260 евро каждый. О том, что он нарушитель и задолжал государству кругленькую сумму, директор фирмы узнал только на третий месяц, когда ему прислали акты.

Сколько кабинетов в коридорах власти он обошел за это время, собеседник не считал. Говорит, полтора года не может нормально работать — только и делает, что с чиновниками встречается и другими «штрафниками».

Сергей Штода вспоминает, как в прошлом году побывал на приеме у вице-премьера Анатолия Калинина.

— Он вник в нашу проблему и пообещал разобраться. Когда сотрудники транспортной инспекции сказали, что не успевают контролировать ситуацию на платных дорогах из-за того, что у них машин мало, он накричал на них. Сказал, что не надо обманывать. Привел пример, как ехал по трассе из Бреста и видел стоявшие на заправке две машины транспортной инспекции. Их сотрудники ели-пили, а не работой занимались.

Калинин дал распоряжение министерствам транспорта, экономики, финансов и юстиции разобрать по полочкам нашу ситуацию. Мы просили дать амнистию тем, кто был оштрафован в первые три месяца работы BelToll (август-октябрь 2013-го года), а также уменьшить суммы штрафов по некоторым другим видам нарушений. Нас заверили в том, что решат проблему. Транспортная инспекция не спешила отправлять извещения в банки, чтобы организации ставили на картотеку.

В январе Сергею начали звонить перевозчики, которые обнаружили, что на их расчетных счетах — ноль.

— Выясняют, куда пропали деньги. Оказывается, транспортная инспекция все блокирует. Людям даже нечем налоги платить!

Мы обыкновенные граждане Беларуси, которые всю жизнь работали и не лезли в политику. Мы платили все налоги и пошлины. Столько денег уходит — вы себе представить не можете.

Мы считаем, что эти штрафы — бред. Для чего это делается? Поставить на колени? Еще больше вытянуть денег? До банкротства довести? Мы бы рады заплатить, чтобы отстали, но их нет, этих денег.

На горло стали власти-чиновники. Заходишь — сидят в блестящих костюмах, не хотят даже разговаривать. В Совмин никогда не дозвонишься. Чего вы сидите там, если вам дозвониться невозможно? Они каждый раз по телевизору талдычат: «Не вздумайте обижать человека, мы всё для народа».

А нас самом деле другое: к ним нелегко попасть. Для чего мы их избираем? Вы бы послушали, что они говорят, когда к ним приходишь. Как они орут, как ненормальные, на людей... Вы просто представить не можете, как все осточертело!

Приходишь в оппозиционные партии — там тоже занимаются ерундой, чай-кофе пьют. Давайте хоть что-то делать!

4 февраля Сергей Штода вместе с перевозчиками, на которых повесили штрафы в несколько тысяч евро, собираются приехать к Дому правительства, чтобы их, наконец, услышали власти.

— Мы хотим собраться без всяких разрешений неуместных мингорисполкомовских. Я вчера читал, что для организации митинга или пикета надо разрешение получить за 15 дней. Да не будем мы ничего этого делать, потому что заранее знаем, что никто нам никогда не разрешит. Если мы захотим в Беловежской пуще собраться, нас там арестуют, скажут: «Вы хотите лес сжечь». Думал посреди озера на льду собраться, но вблизи водоемов запрещено. Ну, где нам собраться? Посреди поля? Так скажут: «Вы топчете пшеницу, озимые».

Мы придем к Совмину и будем просить. Посадят или арестуют меня — найдется третий, пятый, десятый. Никто это остановит. Накипело у всех.

Они у себя в кабинетах пальцем показывают вверх: «Это от меня не зависит». Значит, будем обращаться вверх. Я спалю машину, но штраф платить не буду.