Политика

«Сразу после подписания карт и референдума Лукашенко становится лишней фигурой»

Три модели, по которым может пойти Беларусь в ближайшие месяцы.

Телеграм-канал CYNIC анализирует перспективы Беларуси и предлагает три плана, по которым могут развиваться события.

План А. Долгий Лукашенко

Первый план — это стратегия «удержания Лукашенко в рамках интеграционный программы». Так, в соответствии с планом Лукашенко должен подписать интеграционные карты и обеспечить их исполнение, при этом наднациональные органы, контролирующие это исполнение, не предусмотрены в «программах гармонизации».

Вторым шагом Лукашенко должен провести управляемый референдум, целью которого становится переформатирование системы с ее дальнейшей легитимизацией по фактору «временного спокойствия» и отсутствия социального раскола. Так, в изначальный план входил обязательный бойкот. Целью стали улицы, пустые от общественных движений до, во время и после подсчёта голосов, и самого референдума.

В результате референдума Лукашенко должен передать большую часть власти парламенту, в который войдут контролируемые РФ депутатские группы, которые будут контролировать «внутреннюю кухню», но в основном они должны служить «блоком» внешней политики. Естественно административная, политическая и валютная интеграция не рассматриваются.

В связи с этим Лукашенко должен обеспечить такие условия референдума, чтобы «тишина» была не силовой, а естественной. При этом необходимо предварительно или в максимально сжатые сроки освободить политических заключённых и прекратить репрессивный подход.

В таком случае инициаторам плана А необходимо превратить Беларусь в контролируемый регион, но который не будет «финансовой ношей», а самостоятельным формированием.

Именно поэтому целью становится легитимизация через:

1) бойкот как картинку «пустой улицы»,

2) освобождение политзаключенных,

3) уход Лукашенко с должности на трон ВНС с «условными полномочиями» либо в ОАЭ «на яхту».

Проблема плана: для его реализации необходим полностью контролируемый РФ Лукашенко, который согласится самостоятельно сдать власть в пользу «мягкого» и «подконтрольного транзита». Так, Лукашенко должен самостоятельно срезать свои полномочия, потому что вариант нынешнего ВНС в вакууме со всеми полномочиями всех ветвей власти не устраивает как РФ, которая планировала контролировать ситуацию через Парламент, так и Запад, который не снимет санкции и не прекратит «экономическое давление» — не будет даже формального повода.

К тому же Лукашенко должен прекратить схему с поставкой мигрантов на европейскую границу и обезглавить проект по прорыву границы с Украиной и даже Россией, что для него будет обозначать капитуляцию, о которой он говорил: «Только через мой труп».

Нынешняя конфигурация, за которую выступает Лукашенко, нежизнеспособна, поэтому со стороны режима видно жесточайшее сопротивление данной схеме действия.

«Ничего не менять» нельзя, а что-то менять — больно, поэтому данная схема схожа с постепенной ампутацией конечности — каждый день по сантиметру. Вот так болезненно от Лукашенко будет утекать власть.

В соответствии с системой сразу после подписания карт и проведения референдума Лукашенко становится лишней фигурой, которую следует убрать со стола, чтобы снять санкции. Конструкция с ВНС всем кажется лишней. К тому же даже при «полном подчинении» Лукашенко должен уйти задолго до путинского транзита.

Так, Лукашенко должен своей подписью самостоятельно забрать у себя все полномочия и отдать их в руки «покровителя Путина». Не очень себе это представляю.

С учётом нынешней эскалации план поставлен на паузу, имеющую определенный срок — если в ноябре не будут подписаны карты, а в феврале не будет проведен референдум, план срывается окончательно

План Б. Консенсус

Если Лукашенко не согласен на реализацию проекта интеграции и референдума, то он превращается в дотационный неконтролируемый мешок, который будет пожирать деньги, но взамен ничего не предоставлять.

С этой целью Россия пытается нащупать план Б. В соответствии с прямыми договорённостями между Россией и Западом по кейсу Беларуси возможен компромисс. Так, Путин, активно контактируя на данном этапе со Штатами, ожидая второй встречи, может реализовывать следующую модель: Луку невозможно контролировать. Как ни пыталась Москва с августа 2020 через асфиксию добиться лояльности, получила лишь предательство и оскорбления.

К тому же за нерешённый мигрантский кейс России вкололи «американскую шпильку» — теперь за «бездомных восточных людей» на границе с Европой Запад сделал россиян «бездомными» в Штатах. Кейс связан с различными проблемами, но форма «наказания» избиралась тонко и расчётливо - чтобы было обидно и понятно «за что».

Для реализации плана склонения Лукашенко к плану А были использованы доступные медийные и кулуарные способы — пока прогресса в этом направлении не видно, поэтому параллельно начинает вырисовываться план Б, состоящий в управляемом приводе к власти господина Б. — лидера рейтинга доверия в слитом опросе.

Диалог с Тихановской через Венедиктова на «Эхо Москвы» — это был первый знак готовности к диалогу с коллективной оппозицией. Тихановская прежде от интервью отказывалась, но именно сейчас, когда шанс на контакт максимален, интервью было реализовано, а реакция на него потрясающая - традиционных негативных однотипных комментариев не обнаружено вовсе. Контакт состоялся в нужный момент и был согласован.

Это не значит, что дальнейший контакт будет вестись только через Светлану Георгиевну, но она - источник легитимности, поэтому решение по «Б» будет одобрено в том числе и через Штаб. Отсутствие президентских амбиций — положительный кейс, потому что тогда "легитимностью" делиться будет существенно проще.

Так, в соответствии с планом, на диалоговой открытой площадке должно состояться компромиссное урегулирование белорусского политического кризиса.

Пока такой «независимой» страной может стать Финляндия, которая активно намекает, что готова вместить любое число членов, которые пожмут друг другу руки, а затем нажмут на дипломатический курок. Финляндия - полностью нейтральная зона и не член «враждебного НАТО», поэтому для диалога между РФ и Западом подходит.

За компромиссное решение выступают Франция, Германия и Штаты. Также к спокойному урегулированию и легимизации клонит Китай, для которого режим Лукашенко — это экономический вывих «шелкового пути».

Так, взяв гарантии со стороны Б. о невступлении в ЕС и НАТО, Россия, закрепив положение демонстративным (условным) военным присутствием, выйдет на компромисс по полному прекращению давления через мигрантов. «Стабильный» и «предсказуемый» партнёр всяко лучше сумасшедшего и непредсказуемого. Причем если ситуация в Венесуэле и Сирии показала, что на лояльности президента можно играть, то в Беларуси Лукашенко не обладает лояльностью по отношению к Кремлю, поэтому при любом удобном варианте попытается сдать соседа по окопу.

Для местного населения Россия начала уже вживлять тезисы, что Лукашенко — русофоб и укрепляет армию «жидобандеровцев» руками России, которая ему продает льготную нефть. При должной раскрутке такой финт рискует превратить Луку во второго Порошенко в перцепции «коренного глубинного народа».

Так Россия укрепит «лояльность Беларуси» и сделает внешнюю политику более контролируемой и менее предательской — странные «украинские схемы» и требования «заплатить за упавшую цену на нефть» прекратятся, а последует гармоничное сотрудничество, которое, к тому же, репутационно усилит Россию для дальнейших контактов с Западом.

Во внутренней политике следуют демократизация и реформы. Для «глубинного народа» Путин покажет картинку «согласованного ухода» «отпетого русофоба и предателя».

Сейчас контакт с оппозицией налажен. Интервью показалось «конструктивным», а представители оппозиции «объективно более адекватными и предсказуемыми партнёрами».

План С. All-in

Как мы видим, ни вариант А, ни вариант В не устроят Лукашенко. В первом случае его банально режут по кускам, а во втором — спихивают в политическую мясорубку. И первое, и второе — это потеря власти и, вероятно, жизни.

Именно с этой целью, чтоб не делиться властью с Путиным через карты, «референдум» окажется под глубочайшим знаком вопроса.

Для этого существуют аж 2 предпосылки:

1) COVID. До февраля ситуация будет только ухудшаться, поэтому возможен запрет референдума ввиду чрезвычайного эпидемиологического положения. Но Ковид Лукашенко использует исключительно для того, чтобы «троллить» «брата из бункера». Лукашенко ходил по «красным зонам» без маски, чтобы кинуть перчатку со словами: «Ага, боишься, а я ж говорил, что у меня орешки ого-го, не то, что у тебя». Более того, он знал, что после этого встреча в рамках Союзного Государства состоится в онлайн-формате, а это было нужно, чтобы карты не были подписаны.

Это значит, что план А уже нарушен и может быть изменен в довольно сжатые сроки. План В - вообще позор для Лукашенко. Как это так — «наркоманы» и «проститутки2, так ещё и «буржуазия» получат власть.

2) Именно с этой целью реализуется эскалация на границе. Именно поэтому стреляют уже из сигнальных пистолетов, закидывают границу трупами, включают машины-громкоговорители с воплями и плачем мам и из детей.

Именно поэтому пограничники говорят: «Сдохнешь тут или убежишь в Европу», не давая возможности мигрантам отступить. Все это нужно для «резерва», который в определенный момент должен прорвать границу таким образом, чтобы спровоцировать введение военного положения.

Лукашенко хочет отменить референдум, отменить подписание карт, подтвердить военный характер управления и на этом закончить переговоры с Кремлём. Когда ситуация «уляжется» с картами Лукашенко, Лукашенко планирует танцевать по сотому кругу затем и с референдумом. Его главная цель — это провокация, в которой либо Россия будет защищать Луку, пока тот будет с тактической скоростью менять памперсы, прячась за ногой соседа, либо Россия прекратит давить по интеграции — «сейчас не время».

Но тогда ситуация начнет скатываться по причине санкций. Вторая Венесуэла грозила бы гражданам, если бы договор об уходе Луки не был зафиксирован. До конца марта Лукашенко в должности президента быть не должно.

Поскольку Лукашенко атомизирует и консервирует ситуацию, то «западная компромиссная сделка» будет расторгнута, а компромиссной фигуры так и не появится - будет сумасшедший Лукашенко сжигать деньги, делая Беларусь обязательным дотационным регионом вообще без экономики.

У Лукашенко даже было желание кинуть мигрантов на российскую границу. Это вообще пути к срабатыванию механизма возвращения к плану Б. Личный план Лукашенко с консервацией внутри концентрационного лагеря выглядит как попытка потянуть время, но в этой осаде Лукашенко проиграет.

Наркотики, оружие, мигранты... У Лукашенко есть только 3 товара для бартера.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.8(46)