Комментарии
Леонид Радзиховский, "Взгляд"

Сравнительное славяноведение

Итак, прошли выборы в Беларуси и на Украине. Беларусь. Активность избирателей — 92,6%. За Лукашенко — 82,6%. За «единого кандидата оппозиции» Милинкевича — 6%. Украина. Активность избирателей — 59%. Результаты по партиям… О, тут все гораздо сложнее. На момент, когда я пишу эту статью (днем 28 марта), ситуация такая (обработано около 70% бюллетеней): Партия регионов (Янукович) — 30%, Блок Юлии Тимошенко — 22,4%, блок «Наша Украина» (Ющенко) — 15,2%, Социалистическая партия — 6,2%, Коммунистическая партия — 3,5%. Остальные партии ниже порога отсечения. Какой первый вывод следует из сравнения этих цифр?

По-моему, он очевиден. На Украине были ВЫБОРЫ. В Беларуси были… 92,6% явки. Мы слишком долго жили в СССР, чтобы забыть, что значат вот такие «явки с повинной». Это значит — колхозная показуха.

При этом у меня нет никаких сомнений, что без истерики, без срочного раскрытия американских шпионских заговоров, без дубинок ОМОН, без многих других удовольствий, при равном доступе на ТВ Лукашенко все равно бы выиграл. И выиграл бы убедительно. Только тогда это был бы не Лукашенко.

«Мы видим Европу, их 50-60% голосования, с миллионными демонстрациями протестов, с забастовками, с парламентски-газетными разоблачениями, с ТВ-скандалами… » Какой режим прочнее: который опирается на натужные, подпертые дубинками 93% голосов или который опирается на естественные, спокойные, размазанные между разными партиями 59% голосов? Что ж, мы помним СССР, 99% голосования и его судьбу. Мы видим Европу, их 50-60% голосования, с миллионными демонстрациями протестов, с забастовками, с парламентски-газетными разоблачениями, с ТВ-скандалами… Монолитный гигант СССР рухнул, дряблая парламентская демократия долго сморкалась и зябко кутала плечи на его похоронах. Перефразируя Черчилля, можно сказать, что в современном мире демократия — самый неустойчивый вид правления… за исключением всех остальных.

Лукашенко одержал сокрушительную победу. И — надломился. Исчез с ТВ-экранов, куда-то спрятался, как Сталин в июле 1941-го. Но гениальный полководец сбежал в нору от неслыханного разгрома, когда в считаные часы пал Минск, а великий популист сбежал от оглушительного успеха, когда он Минск отстоял. Пиррова победа…

«Ничтожная кучка американских платных агентов» не стала толпой на Майдане. Может, она, эта кучка, не такая уж «ничтожная» (говорят, вышло до 10 тысяч человек), но явно представляет абсолютное меньшинство населения даже в Минске, не говоря уж о Беларуси в целом. Для демократической, открытой, не боящейся власти тут вообще проблемы нет (см. миллионные толпы во Франции). Но для хрупкой диктатуры это неразрешимая проблема. Генерал Пиночет решил бы вопрос просто: «Вы вышли на площадь? Отлично! На ней мы вас и сложим, всех!» Но в центре Европы «расстрельные стадионы» не пройдут. Итого: Лукашенко слишком силен, чтобы с кем-то договариваться (да и не с кем — поле зачищено), слишком слаб, чтобы «стереть в лагерную пыль». Тупик.

Нет, конечно же, Лукашенко останется. Это не 1917-й. Но хребет, моральный хребет власти надломлен. Это 1905-й. И 12 лет для падения режима не понадобится — время стало куда быстрее.

Кстати, и еще один интересный вопрос.«А чего им надо?! С жиру бесятся, не иначе!» Действительно, объективные наблюдатели в один голос твердят: уровень потребления в Беларуси вполне приличный, пенсии платят, улицы чистые, преступность низкая. Чего надо-то?!

Смешной ответ — свободы… Какой такой?! Свободы для олигархов-проституток-американцев-порно-изменников-бандитов и т. д. и т. п. (см. подборку плачущей российской прессы 1990—2006 годов)?

И опять ответ глупо прост. Свободы — просто.

Лукашенко — сильный, харизматичный, умный, волевой, ловкий лидер. Все при нем. И вот он ДОСТАЛ! Нет, агрессивно-послушное большинство довольно. Но агрессивно-протестное меньшинство — недовольно. Их он… ну ДОСТАЛ!

Уровень потребления — нормальный. Качество жизни — нет. Провинциальное, совковое, «совхозное», серое, а рядом — «огни большого города», Европа, черт бы ее подрал…

Теперь посмотрим на Украину.

Больше года скандалов, взаимного обливания оранжевыми помоями, разоблачений, коррупции, передела собственности, падения экономики и т. д. Это что — ложь, кремлевская пропаганда? Ничего подобного. Святая правда, которую признают на Украине все. И при этом — полнейшая свобода любой агитации, открытые СМИ, ругай Ющенко-Тимошенко-Януковича-черта-дьявола открыто и сколько душе угодно…

Каковы же итоги выборов (предварительные)? Я уже приводил их в начале статьи. Партия Януковича на первом месте (30%), но значительно отстает от объединения Тимошенко — Ющенко (37,6%), а если добавить еще и социалистов Мороза, то разрыв просто громадный (30% против 43,8 %).

Отсюда вывод: или, если в 2004-м соотношение голосов было примерно таким же, то результаты президентских выборов года были уж очень грубо подтасованы в пользу Януковича — или, если в 2004-м соотношение голосов было примерно одинаковым, за этот год с лишним позиции «оранжевых» резко укрепились… в условиях перманентного политико-социального кризиса!

Не знаю, пусть украиноведы решают — им виднее. Могу лишь обратить внимание еще на одну деталь. Безусловно, Янукович убедительно побеждает в Донбассе и «русской Украине». Но вот даже в Харькове и Одессе картина не столь однозначна. Харьков. За партию регионов — 52%, Тимошенко + Ющенко — 18%. Несомненно, подавляющее большинство — за Януковича, но 18% тоже никуда не выкинешь… Одесса. За Януковича — 48 %. Тимошенко + Ющенко — 16%. Неоднозначно все и в Киеве. Тимошенко + Ющенко — 55%, Янукович — 12%. Я это к тому, что картинка: две Украины, жестко противостоящие друг другу, — эта картинка, мягко говоря, не совсем верна. Да, Ивано-Франковск и Донецк, действительно, стоят на разных и довольно четких полюсах. А вот на всей остальной Украине — куда как большая политическая чересполосица.

Отсюда, кстати, следует совет для особо горячих политологов из Москвы — уменьшить свой пыл. Украинцы с украинцами (и со своими русскими) сами разберутся и договорятся, наши умные советы им не нужны…

Так что — наше дело сторона?

Не совсем так.

«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Россия на распутье. Что правильнее: туже завинчивать гайки вертикали — или потихоньку отвинчивать?

Пример Беларуси, с моей точки зрения, говорит о жесткой хрупкости, нестабильности авторитарного режима. Пример Украины — о мягкой стабильности, спокойствии режима «открытого».

Но вот ведь какая штука: «Украина — не Россия». Л. Д. Кучма, как говорится, знал, о чем пишет. У них толпа была оранжевой, и сколько бы там не кучковалось «бендеровцев», а идея-то была одна — «В Европу, в Европу!» Это — одна улица.

А у нас, сегодня, по всем опросам, толпа и улица совсем другие, квачковы-копцевы… «А у НАС негров вешают» — мы, наконец, догнали и перегнали США из старой советской агитки. Вот в этих условиях приподнять крышку над котлом — и какой же шипящий пар оттуда вырвется?!

Так что же — завинчивать туже? Небезопасное занятие, прямо скажем… Даже при высоком уровне потребления людям становится «скучно» — и тогда может стать слишком весело. См. опять же Минск…

Но одно, по-моему, ясно. Если Россия хочет идти к спокойно-открытому обществу, к плавной и органичной демократии, надо вести РЕАЛЬНУЮ борьбу с доминирующей в обществе ксенофобией. И эта борьба совсем не сводится к «утреннику антифашизма». Что нейтрализовали «Родину» — неплохо. Плохо, если к решению этой, весьма узкой, бюрократически-пропагандистской задачи все и сведется.

Внешняя демократизация должна соответствовать степени демократичности, открытости, терпимости, просто разумности общественного сознания. Вот над чем надо работать… хотя бы вполовину с той силой, с какой людям объясняют про наши «геополитические интересы» и про то, что главные наши беды — разумеется, от злых империалистов США…

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)