Общество

Марина Михайлова

«Спрашивала у девчат-продавцов, выходит ли у них хоть по тысяче рублей — нет, говорят, не выходит»

«Салідарнасць» спрашивает у беларусов в Беларуси – о жизни, новостях, ценах и планах на лето.

Иллюстративный архивный снимок

Имена всех наших собеседников из соображений безопасности изменены, также по этой причине мы не называем конкретные города, где они живут. Сегодня делимся монологом жительницы региона – пенсионерки.

Ирина Трофимовна на пенсии уже больше 15 лет, но бодрости духа и жизнелюбия не растеряла — говорит, потому что приучила себя замечать хорошее даже в мелочах и держаться в тонусе.

Например, в бассейн — а в ее райцентре в Минской области такой есть, — беларуска ходит бесплатно (такая возможность есть у всех подопечных Центра социального обслуживания населения, но пользуются ей не многие).

— А мне за счастье, пусть и час в день. В остальное время посещение платное, но цены более чем приемлемые, до 4 рублей за час, еще есть разные варианты для семей, абонементы. До 1 августа мы туда свободно можем ходить, потом, видимо, к новому учебному году будут готовиться.

Зарплаты? Ну что зарплаты — понятно, зависит от предприятия. У нас есть несколько мощных предприятий в городе, так там хорошие зарплаты, по 2000 и больше, автобусы есть для работников, столовые у них хорошие — то есть, даже внешне понятно, что не бедствуют.

А в местном «Евроопте» я спрашивала у девчат-продавцов, выходит ли у них хоть по тысяче рублей — нет, говорят, не выходит, рублей 700. Ну а в среднем, как вы понимаете, все «едят голубцы».

То же самое и на селе — в передовых хозяйствах, сужу по своей племяннице, операторы машинного доения вполне себе хорошо зарабатывают, от 1,5 тысяч. А слабенькие СПК — с ними все понятно, работа есть — денег нет.

В центре не так давно открыли магазин крупной торговой сети — лет 30 там был центральный гастроном, потом в 2010-х его выкупили и перестроили, то одни, то другие «открывались» с помпой, а потом тихонько закрывались, только вывески успевай запоминать.

Вот туда вроде бы ищут продавцов на хорошие деньги — но, видно, что-то не очень хорошо там, текучка большая, подробностей продавцы не рассказывают, но глаза очень выразительно закатывают.

Бывший городской универмаг вот тоже закрыли — сначала «сдулась» торговая точка «Острова чистоты», которая там проработала несколько лет, а теперь и все здание продали, по слухам, выкупил некий иностранный инвестор и ведет ремонт.

И конкуренция большая: у нас в городе, особенно в центре, продуктовых магазинов много, есть и лавочка от потребкооперации, куда без слез не зайти, и всякие «Евроопты», «Копеечки», «Доброном», «Маяк», «Друзья», это частный магазин предпринимателя из Клецка, прямо очень мне там нравится выбор, пусть что-то и дороже, но продукты свежие и хорошие. И в частной небольшой аптеке иногда можно купить лекарства, которых е найдешь в центральной государственной.

Поликлиника у нас хорошая, врачей много пенсионеров, но много приехало и молодых — мои приятельницы жалуются, мол, не такие они хорошие и внимательные, но я считаю, это просто стариковское ворчание и привычка к «своему» доктору.

Если верить нашей районной газете, так вообще мы никогда не жили лучше, чем сейчас. Но районка — понятно, зациклилась на политике. Иногда просто целиком списывают в «Советской Белоруссии» передовицы про политическую обстановку в стране и в мире — я их даже не читаю, пролистываю, потому что чувство дежавю накатывает, как будто в Советский Союз с перепечаткой заседаний ЦК КПБ вернулась…

 Хотя, бывает, и про людей пишут, или конкурсы забавные придумывают — тогда и я участвую.

Но люди вообще мало ее читают. Я с киоскершей в «Белдруке» приятельствую, недорогую газету с телепрограммой постоянно беру, так она говорит, часто так и лежат эти пачки неразобранные, один номер разве что возьмут. Все же в интернете сейчас новости читают. Про «экстремистов» не говорят даже шепотом. А про что говорят?

О здоровье, конечно — у меня-то круг общения в основном пожилые люди, а нам бодрись не бодрись, но все-таки болячек разных с возрастом немало. Про дачи и посадки все меньше — если раньше могли до хрипоты спорить о каких-нибудь особо урожайных помидорах или сколько стоит покосить участок, то с годами, опять же, и здоровье подводит, и многие дачный интерес потеряли, у кого дети-внуки уехали — для кого ж на участке все свое растить?

Вот о войне много говорят, правда. Одни за Украину, другие — за Россию. И все боятся, что к нам придет.

И, конечно, деньгами озабочены: у кого пенсии небольшие —  так обсуждают, где выгадать, на чем сэкономить. У кого рублей 900 или больше, если начальником был — все равно жалуются, что  можно было бы и больше. Хотя куда ее тратить особо, если человек одинокий?

Я так стараюсь немножко ездить — по миру сейчас никак, но хотя бы по стране. Вот к знакомой в Несвиж съездила, у них там все лето в центре города концерты под открытым небом — душевно и для всех доступно, только не продумали, что нет навеса, ни в дождь, ни в жару некомфортно.

А в июле так даже в санаторий поеду. Мне так, считаю, повезло: с зимы только ждала, а не 2-3 года — только инвалиды 1 и 2 группы ездят каждый год бесплатно, остальным пенсионерам «в порядке очереди». А вы догадываетесь, наверное, какие очереди, если почти все путевки выкуплены россиянами.

Так в целом, положа руку на сердце, жить можно. С пожилыми разговариваешь, так им не много надо: магазин рядом, в поликлинику идти или ехать удобно, если еще пенсии хватает и не нужно считать каждую копейку — вообще красота. Молодым тяжелее: им бы планы строить и дома, и детей растить — а уверенности в завтрашнем дне никакой.