Способ спасти МАЗ
Прошлый год не принес особой радости коллективу Минского автомобильного завода – его рыночные позиции в России ухудшились еще больше. Так, в ноябре 2015 года по сравнению с ноябрем 2014-го продажи грузовых автомобилей МАЗ на российском рынке сократились на 53,6% – до 266 ед., сообщило агентство «Автостат».
Всего же за январь – ноябрь 2015 года на российском рынке был продан лишь 3.241 грузовой автомобиль этой марки, что на 54,4% меньше по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. Справедливости ради следует отметить, что реализация продукции одного из основных конкурентов МАЗа на рынке РФ – российского КамАЗа – также существенно просела, правда, в несколько меньшей степени. За 11 месяцев 2015 года сбыт машин под этим брендом сократился на 35,2% – до 15.281 ед.
По итогам продаж за январь – ноябрь 2015 года КамАЗ увеличил свою долю на российском рынке до 33,7% (годом ранее – 29,8%), а вот доля МАЗа упала до 7,1% (9%). Положение для Минского автозавода усугубляется тем обстоятельством, что на Россию приходится порядка 80% всех его зарубежных поставок.
По мнению экспертов, для исправления столь плачевной ситуации белорусскому автогиганту следует не только искать альтернативные рынки, но и стараться проникать в нетрадиционные рыночные ниши. При этом, как показывает мировой опыт, с этой целью предприятиям-производителям иногда приходится прибегать к весьма оригинальным маркетинговым ходам.
Хрестоматийным примером подобной стратегии являются действия американской компании «Белл», которая для продвижения на рынок разработанной ею авиационной радиостанции создала авиационное производство и занялась производством истребителей «Аэрокобра». Между тем не стоит ходить за опытом так далеко. Достаточно вспомнить участие того же Минского автомобильного завода в проекте глубокой модернизации реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Град» для белорусской армии.
Все для чего-нибудь сгодится
Полноприводной автомобиль МАЗ-6317 (колесная формула 6х6) был создан по техническим условиям Министерства обороны СССР. Опытные образцы данного грузовика прошли приемочные испытания во всех природно-климатических зонах бывшего СССР. Минская машина успешно работала в температурных режимах от -45 до +40 градусов Цельсия, не останавливалась при влажности 98% и запыленности 1,5 г/куб. м, выполняла возложенные на нее задачи на высотах 4.000-4.500 метров над уровнем моря. При этом на себе она перевозила до 12 тонн груза.
По результатам испытаний МАЗ-6317 был рекомендован к принятию на вооружение и включен в план на 1991 год. Однако после распада Советского Союза заказчик канул в Лету, и вопрос возмещения издержек (не говоря уже о получении экономической отдачи от разработки) стал риторическим.
В 1995 году о МАЗ-6317 снова вспомнили. В декабре 1995 года в одной из африканских стран машина прошла показательные тесты у потенциального заказчика. МАЗ не смогли остановить ни пустыни, ни болота, ни горы, ни двухметровые броды. Год спустя автомобилем заинтересовались и белорусские военные, которые после очередной серии испытаний убедились в том, что МАЗ-6317 отвечает современным требованиям войск по своим конструктивно-технологическим и эксплуатационно-техническим характеристикам и может быть использован в качестве замены автомобилей типа КрАЗ, КамАЗ и «Урал».
Было установлено, что МАЗ-6317 способен выступать в роли тягача 152-миллиметровых артиллерийских орудий 2А65, 2А36 и Д20 или их аналогов. При этом ему не страшны даже 30-градусные подъемы. По габаритам и грузоподъемности платформа автомобиля обеспечивает размещение двух боекомплектов к артиллерийской системе 2А65. Но и этим потенциальные возможности МАЗ-6317 не ограничивались. По мнению военных, автомобиль также может быть использован в качестве тягача вооружения зенитно-ракетных комплексов С-200 и С-300, реактивных систем залпового огня (РСЗО), а также в качестве шасси для понтонно-мостовых парков. Кроме того, МАЗ-6317 способен служить тягачом летательных аппаратов до 100 тонн на аэродромах.
Продолжение материала читайте здесь.
Читайте еще
Избранное