Спецдокладчица ООН по Беларуси: «Однажды все невиновные люди, ставшие жертвами, выйдут на свободу, а за решетку попадут те, кто действительно совершал преступления»

Специальная докладчица по ситуации с правами человека в Беларуси Анаис Марен — о том, что справедливость должна восторжествовать.

— Законодательство не может иметь обратного действия, нельзя преследовать за то, что не было нарушением или преступлением два года назад, — отмечает Анаис Марен на Еврорадио, перечисляя вопиющие примеры нарушения прав человека в Беларуси. — Однако в Беларуси последние два-три года на законодательном уровне делается все, чтобы оправдать преследование инакомыслящих.

Это серьезное нарушение права на свободу выражения своего мнения.

Анаис Марен, которая в течение шести лет делала доклады по ситуации с правами человека в Беларуси, подчеркивает, что перечень нарушения прав человека, международных стандартов и конвенций, которые являются обязанностями для исполнения в Беларуси, огромный.

— Очень важным нарушением, в том числе для меня лично, стало преследование уехавших. Я живу в Варшаве, и сама лично видела очень много беженцев из Украины, Афганистана и Беларуси. И ситуация у последних ухудшается.

Особенно после указа №278 «О порядке выдачи документов и совершения действий», который ограничил функции консульских служб за границей. Получилась депаспортизация граждан, которые не могут вернуться в Беларусь.

Это передает ответственность за соблюдение прав человека беларусов, которые живут в изгнании, международному сообществу.

Беларусы, которых осуждают заочно и, согласно законодательству, могут лишить гражданства, несмотря на то, что у них может не быть другого гражданства. Это также грубое нарушение стандартов прав человека.

Первая обязанность каждого государства — это признавать вас гражданином. А тут получается государство Левиафан, которое само проглатывает своих собственных детей, — приводит метафору спецдокладчица ООН.

Она отмечает, что серьезные нарушения прав человека в Беларуси были зафиксированы намного раньше 2020 года.

— Особую озабоченность у меня вызывает ситуация с политзаключенными, которые содержатся в режиме инкоммуникадо. Есть десятки людей, о которых ничего не известно длительное время, в том числе не ясно, живы они или нет.

Это трактуется как насильственное исчезновение. Потому что заключенный находится под опекой государства, и власти несут ответственность за жизнь этих людей. Они обязаны предоставлять информацию об их местонахождении и состоянии.

И когда они этого не делают, есть основания думать о любом развитии событий, в том числе и об исчезновении, как это произошло с Гончаром, Захаренко и другими людьми больше 20 лет назад.

Это является еще и пыткой для родственников. Поэтому инкоммуникадо — очень серьезная проблема.

Еще одна не менее серьезная проблема — пытки в местах содержания политзаключенных. Нам известно о просто нечеловеческих условиях содержания и пытках людей именно из-за того, что они считаются нелояльными.

Здесь хочу отметить, что массовые пытки являются не просто нарушением прав человека. Некоторые факты можно трактовать как преступления против человечности, а это уже совсем другой уровень, очень серьезное преступление.

Два года подряд в своих докладах Офис Управления Верховного комиссара по правам человека ООН делает именно такие выводы.

Все эти материалы могут быть использованы для уголовного преследования ответственных за нарушения с целью добиться правосудия для жертв.

Международным судьям в рамках универсальной юрисдикции нужно заниматься именно этими страшными преступлениями. Потому что пока те, кто их осуществляет, не будут осуждены и наказаны, они могут продолжаться.

Я считаю, что иммунитет этих людей, полученный от власти, и их безнаказанность — это главная проблема.   

Среди грубых преступлений, отмеченных в докладе Анаис Марен и принудительный труд в колониях, который следует трактовать как рабство, и произвольное содержание под стражей, и политически мотивированное преследование, и отсутствие гарантий справедливого судебного разбирательства.

— О многих из этих проблем нам известно уже 12 лет. Именно из-за грубых нарушений еще в 2010-11 годах и появился мой мандат. В докладах последних лет, к сожалению, мне приходилось констатировать, что ситуация только ухудшилась, сначала после 2020 года, а потом после 2022 года все стало еще намного хуже.

Ситуация со свободой СМИ в Беларуси катастрофическая. Более 30 журналистов находятся в заключении, некоторые имеют огромные сроки только за то, что они делали свою работу. Все независимые журналисты преследуются, согласно законодательству.

Это нарушение прав и тех беларусов в стране, которых лишили права выбора информации, оставив доступ только к пропаганде.

Очень показательная ситуация с аналитиками, которые недавно были приговорены (заочно) к большим срокам из-за того, что они являются профессионалами в своей сфере.

Поэтому повторю: безнаказанность тех, кто все это осуществляет, и есть главная проблема, на мой взгляд, — подчеркнула Анаис Марен.

Она говорит и о механизмах воздействия на беларусский режим.

— Принудительных мер здесь нет. Такие меры могут приниматься только по решению Совета безопасности ООН. Это институт, состоящий из 15 членов, при этом у пятерых есть право вето.

И, как вы понимаете, РФ и КНР не поддержат создание международного трибунала по преступлениям режима Лукашенко в Беларуси.

Конечно, обидно, что власти не понимают, насколько важно для них самих и всех беларусов было бы соблюдать международные стандарты по правам человека.

Несмотря на это, считаю, что мои рекомендации могут быть полезными для тех, кто однажды будет осуществлять перемены в Беларуси.

Кроме того, существуют и другие механизмы. Например, есть Конвенция против пыток, и к ней можно обращаться. Это находится в компетенции правительств тех государств, где есть политические беженцы из Беларуси.

Они могут расследовать преступление депортации, так как насильственное перемещение огромного количества людей произошло именно из-за преследования людей в своей стране.

Международная юстиция — это всегда долгий процесс. Но я уверена, что однажды правосудие свершится и все невиновные люди, ставшие жертвами, выйдут на свободу, а за решетку попадут те, кто действительно совершал преступления, — сказала Анаис Марен.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(11)