Совладелец BelHard дал мрачный прогноз для традиционных отраслей экономики

Совладелец и генеральный директор группы компаний BelHard Игорь Мамоненко предсказал перспективы белорусской «нефтянки», атомной энергетики и других отраслей экономики.

Совет министров Беларуси прогнозирует, что в 2020 году внутренний валовой продукт вырастет на 2,5%. Правительство также надеется, что экспорт товаров и услуг увеличится на 3,3%.

Игорь Мамоненко предлагает заглянуть дальше и глубже. Какие сектора белорусской экономики способны через 10-15 лет двигать страну, приносить деньги в госказну, чтобы пенсии, стипендии и зарплаты бюджетников были на достойном уровне?

— Сельское хозяйство, основой которого является молочная отрасль, способно генерировать прибыль, но недолго: в последние годы в России стал постепенно реализовываться гигантский потенциал местной «молочки», — сказал совладелец BelHard в интервью еженедельнику «Белорусы и рынок». — Поэтому делать долгосрочную ставку на АПК нельзя. Как сказал во время визита в Могилевскую область Александр Лукашенко, в скором времени 80 % продуктов на наших полках будут российскими. Власть объективно признает: при открытой границе мы будем неконкурентоспособны по сравнению с российскими черноземами.

Машиностроение? Оно повторит путь когда-то нашей самой передовой отрасли — радиоэлектронной. Многие уже и не помнят, что в БССР было 120 заводов, работавших на советский военно-промышленный комплекс.

Таким предприятиям, как МАЗ, МТЗ, БЕЛАЗ, «Гомсельмаш», постоянно необходимы рынки сбыта. Их нам никто не отдаст, а российский рынок постепенно закрывается: в РФ свои заводы, им нужно обеспечивать работой собственное население, а не белорусов.

Из-за налогового маневра России мы потеряем миллиарды долларов в «нефтянке». К тому же, зная о его приближении, там увеличивали глубину переработки сырья. Еще пять лет назад все скептически смотрели на российские моторные масла, а сегодня они не уступают по качеству продукции мировых брендов. Неважно, в какой стране произведена продукция, важно, по какой технологии и на каком оборудовании она была изготовлена.

Скоро появится новая, атомная энергетика. В мире стоимость энергии, вырабатываемой АЭС, дорожает из-за требований безопасности, а вырабатываемой альтернативными источниками — падает из-за увеличения КПД. Благодаря этому через десять лет зеленая энергия будет самой дешевой, и люди начнут покупать солнечные батареи для домов, чтобы сэкономить. Долгосрочных перспектив у атомной энергетики нет. Как, впрочем, и у бензиновых автомобилей. Например, многие города Европы поставили такую задачу: к 2030 году по их улицам должны ездить только электромобили.

А вот «Гродно Азот» и «Беларуськалий» не будут иметь проблем со сбытом. Однако нам явно не хватит заработанных этими предприятиями денег, чтобы жить достойно.

Выход Игорь Мамоненко видит в том, чтобы сделать IТ-сферу основным источником дохода граждан и бизнеса.

— «Старые» отрасли выполнили свою функцию: трудоустроено 4,5 млн граждан, в стране миллионы автомобилей, построены миллионы квад­ратных метров жилья. Теперь нужно вовремя передать эстафетную палочку цифровой экономике. Чем позже это сделают, тем масштабнее окажутся потери, причем они будут невозвратными, — полагает бизнесмен.

По его мнению, Беларусь уже лишилась десятков миллиардов долларов из-за промедления с развитием  IТ-страны. Сказалось вмешательство внешних сил, которые преследовали собственные цели и поставили их выше интересов страны. Проблема в том, что инерция и вера власти в то, что старые, наработанные приемы спасут, очень сильны, констатирует Мамоненко.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.6(68)