Общество

«Советская культура постепенно уходит. Разрыв между телевизионными и интернетными поколениями увеличивается»

Один из важных процессов в постсоветских странах – постепенный уход советской культуры.

– Именно культура (в первую очередь, кинематограф) выполняла связующую роль между поколениями, –  пишет Алексей Макаркин, эксперт российского Центра политических технологий им. Игоря Бунина. –  Особенно в последние десятилетия советской власти с развитием телевидения.

Роль кинематографа была ключевой не только потому что это демократичный и доступный вид искусства (знавший толк в политической пропаганде товарищ Ленин недаром говорил, что из всех искусств для нас важнейшим является кино – кстати, про цирк в его цитате вопреки популярной версии ничего не было), но и из-за уникальной плеяды артистов, которые сделали советское кино культовым.

Если изобразительное искусство нередко разделяло поколения, то кинематограф объединял. И не стоит забывать про железный занавес, отсекавший советскую аудиторию как от большей части оскаровских фильмов, так и от голливудской массовой культуры. Конкуренции было существенно меньше.

Культовые фильмы смотрели и пересматривали всей семьей, цитаты из них узнавались разными поколениями.

Иностранцам приходилось долго объяснять, чем примечательна фраза «Штирлиц шел по коридору», а «Вор должен сидеть в тюрьме» произносило множество силовиков, пришедших в электоральную политику в 1990-е годы – они довели фразу до полной банальности.

Четыре столпа нередко грустной и мудрой комедии – Рязанов, Гайдай, Захаров и Данелия – и барды Высоцкий, Окуджава и Визбор повлияли на умонастроения советской интеллигенции значительно больше, чем вся официально запрещенная литература, не исключая даже «Архипелаг ГУЛАГ».

Советская культура надолго пережила распад СССР – и советским же поколениям кажется, что она будет актуальна всегда. Однако время идет – и для современной молодежи и Леонов, и Папанов, и Миронов, и Янковский, и другие великие люди советской культуры – это фигуры из прошлого, которое ей в основном малоинтересно.

Молодежь стремится жить сегодняшним и завтрашним, хотя с последним все чаще возникают проблемы, многие планы ломаются.

Культовый новогодний фильм уже для немалого числа людей среднего возраста – это «Один дома», а не «Ирония судьбы» (а для еще более молодых – скорее «Гарри Поттер»).

Разрыв между телевизионными и интернетными поколениями увеличивается. Современная российская культура не может конкурировать с советской для старших поколений и с западной – для младших (исключая, пожалуй, российскую молодежную эстраду, которая, в свою очередь, сильно вестернизирована).

А ремейки советских культовых фильмов не вызывают ничего кроме раздражения.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(22)