Соперники Лукашенко — кто всерьез, а кто понарошку?
Часики затикали: согласно новой инициативе Центризбиркома, выборы в Беларуси будут назначены, скорее всего, на 11 октября (а не 15 ноября, как ожидалось). Кто же сегодня готов (по крайней мере на словах) соперничать с Александром Лукашенко?
Решимость бессменного президента продлить свои полномочия еще на пятилетку не вызывает сомнений. На него работает вся вертикаль власти. А есть ли воля и ресурс для заведомо неравной борьбы у альтернативных претендентов?
Вместо единого кандидата — пестрая россыпь
На сегодня, кроме Лукашенко, более-менее четко артикулировали свои президентские амбиции семь персон.
От коалиции «Народный референдум» собирается выдвигаться 38-летняя Татьяна Короткевич — психолог по образованию, последние пять лет — активистка кампании «Говори правду».
А вот коалиция «Талака» де-факто распалась: лидеры Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько и Белорусской партии левых «Справедливый мир» Сергей Калякин идут каждый от своей организации.
Особняком стоит фигура председателя Либерально-демократической партии Сергея Гайдукевича, за которым в оппозиционном мейнстриме закрепилась репутация спарринг-партнера режима (сам глава ЛДП когда-то заявил: «Мы критикуем власть, но при этом уважительно относимся к ней»).
Также (с большим разбросом во времени) заявляли о намерении баллотироваться Елена Анисим — филолог, заместитель председателя «Таварыства беларускай мовы»; Анатолий Левкович — брестчанин пенсионного возраста с социал-демократическим прошлым, декларировавший года три назад намерение создать Центристскую партию; Юрий Шульган — безработный («тунеядец в декрете», как он сам себя определил), поддержанный Белоруской партией «Зеленые».
Окончателен ли этот список? Из серьезных фигур не определился Владимир Некляев, ушедший из «Говори правду» и намеренный создать свое движение.
Ну а вообще на этапе, когда заявить о президентских амбициях ничего не стоит, число формальных претендентов может вырасти десятков до полутора, полагает эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск) Валерий Карбалевич.
«Есть масса чудаков, которые хотят засветиться. А приближение выборов — тот удобный момент, когда, ничего не имея, можно стать известным всей стране», — отметил политолог в комментарии для Naviny.By.
100 000 подписей попробуй собери
Для явных фриков и аутсайдеров жестким фильтром становится уже стадия создания и регистрации инициативных групп (в группу следует набрать не менее ста человек).
Далее, людям без серьезных структур и хоть каких-то ресурсов не по силам собрать необходимые для выдвижения кандидатом сто тысяч подписей (реально надо больше, с запасом на отбраковку).
С деньгами туго у всех оппозиционеров. Реальных штыков в некоторых организациях тоже намного меньше, чем декларируется.
Тем не менее, основные претенденты бодро заверяют, что их не испугал даже неожиданный маневр с переносом выборов на более ранний срок, из-за чего сбор подписей придется на отпускное, сонное лето (конец июля и большую часть августа)
Лебедько, например, рассчитывает на волонтерство, краудфандинг и оригинальные стимулы типа возможности для представителя той или иной общественной группы стать доверенным лицом лидера ОГП при сборе за его выдвижение определенного числа подписей (замысловато, да?).
Скажем прямо: оппозиционных энтузиастов (это касается не только сторонников Лебедько) у нас немного. Давать деньги «врагам народа», как называет оппозицию высокое начальство, даже сочувствующие ей могут побояться. Бизнес на этот счет не единожды предупрежден лично президентом.
Заграница оппозиционерам тоже особо не поможет: ставка на некую белорусскую революцию для западников сегодня неактуальна из-за букета причин — от Украины до ужасающей аполитичности местного населения.
«Реальный ресурс для сбора подписей есть у Короткевич, о поддержке которой официально объявили уже три структуры. Все остальные под вопросом», — считает Карбалевич.
Стоит отметить, что у Лебедько и Калякина — все же не самые слабые, достаточно дисциплинированные партии. ЛДП козыряет огромными цифрами членства, но ее лидер Сергей Гайдукевич в 2010 году хотя и уверял, что легко собрал сто тысяч подписей, по какой-то причине снялся с выборов. Кто знает, не сработает ли тот же загадочный фактор сейчас.
Елена Анисим уповает на поддержку национально сознательной общественности. Но стоящий за этой претенденткой Конгресс за независимость Беларуси на сегодня выглядит маргинальной инициативой. В его второй сессии 7 июня участвовало лишь около трех десятков человек. А декабрьское обещание организаторов собрать миллион подписей «против российского империализма» повисло в воздухе.
«Сегодня достаточных финансовых и людских ресурсов на кампанию нет ни у одного из претендентов, но через месяц ситуация может измениться», — заявил в комментарии для Naviny.by политический обозреватель Павлюк Быковский.
По его словам, в Беларуси выборы выглядят экономично и кампания кандидата в президенты вполне может уложиться в бюджет, соответствующий средним затратам российских политиков на один округ при выборах в Госдуму.
Оптимальный вариант оппозиция уже проехала
Отдельный вопрос — кого из претендентов зарегистрируют в сентябре даже с собранными подписями за выдвижение. Этот механизм — в руках высшего руководства Беларуси.
Глава Центризбиркома Лидия Ермошина уверяет, что давления на ее структуру нет, но президент сам не единожды давал понять, что управляет процессом. Например, о кампании 2010 года Лукашенко постфактум сказал так: «Зарегистрировали всех, под железным моим давлением».
По дружному мнению аналитиков, власти тогда закрыли глаза на недостоверность подписей за иных претендентов, чтобы в итоге эта шумная ватага раздробила голоса оппозиционного электората.
Но у экспертов нет уверенности, что подобный сценарий будет реализован сейчас. Хотя бы потому, что при экономическом кризисе экспериментировать с плюрализмом, даже показушным, с точки зрения руководства государства рискованно. Да и западники после Крыма не так уж теребят насчет демократизации.
Во всяком случае, власть не станет запускать в кампанию для усложнения игры еще каких-то серых лошадок, уверен Карбалевич: «Лукашенко такими хитрыми сценариями никогда не занимался и заниматься не будет». Ныне он вряд ли считает противников настолько сильными, чтобы пытаться размыть их электорат за счет каких-то хитрых схем, считает собеседник Naviny.By.
Впрочем, можно с большой долей вероятности прогнозировать, что наверху для блезиру захотят включить в бюллетень не одного, а хотя бы пару-тройку конкурентов действующего президента (более или менее формальных).
Так или иначе, конфигурацию кандидатов власть будет выстраивать сугубо на свое усмотрение.
С этой точки зрения шансы быть зарегистрированным у острого на язык, умеющего держаться перед телекамерой Лебедько минимальные, что он и сам признает. Способна напрячь власти и левая программа Калякина — ведь популизм Лукашенко тоже стихийно-левый, так надо ли пускать кого-то на свое поле? Да и соперник-женщина может оказаться для действующего руководителя неудобным.
Быковский полагает, что власти все же поостерегутся регистрировать самых сильных альтернативных кандидатов. Впрочем, по мнению аналитика, никто из сегодняшней россыпи претендентов не ставит цели победить на этих выборах.
Добавлю, что оптимальный для себя вариант выступления на них оппозиция уже проехала.
Выбери она единого кандидата, власти оказались бы в более сложной ситуации: вырубишь его — перечеркнешь хотя бы условную альтернативность кампании.
А так можно раскладывать пасьянс.
Читайте еще
Избранное