Соловей: «На каждом продовольственном рынке есть ветеринарная лаборатория. Мало ли что там могли американцы делать!»
Что сейчас могут чувствовать Лавров, Киселев, Азаренок, Лукашенко и остальные? Российский политолог и аналитик объяснил, почему эти люди стали снимать стрессы чаще и дозы увеличивают.
— Риторика пропагандистов — это отражение истеблишмента, — говорит профессор Валерий Соловей Соловей в эфире канала «Живой Гвоздь». — Но надо понимать, что это реакция не политическая и даже не символическая. Это отражение того, что происходит у них в головах. А это очень мрачные вещи.
Они прекрасно знают, что все пошло не так. И не просто пошло не так, а движется в неправильном направлении. И что финал может быть чрезвычайно печальным.
Анализируя поведение пропагандистов, можно сказать, что эти люди испытывают сильный когнитивный диссонанс. Когда человек никого не может убедить в своей правоте, он прибегает к агрессивному самоутверждению. Он переходит на мат, на оскорбления. И они (пропагандисты) ведут себя как гопники, у которых что-то срывается. Как трамвайный хам. Когда у него что-то не выходит, он норовит оскорбить.
Так они поддерживают свою психическую целостность. Это важно понимать. В каком-то смысле, их можно даже пожалеть. У них не драма, а уже начинается трагедия.
Соловей говорит и о том, что может вызывать сильный когнитивный диссонанс у сторонников белорусского и российского режимов, и как они пытаются с этим справляться.
— Это все объясняется психологией, не политологией. Эти личности начинают прибегать к известному русскому средству снимать стресс. У нас это одновременно и успокоитель, и стимулятор. Поэтому мы не можем от этих людей ожидать адекватного поведения. То, что они стали снимать стрессы чаще и дозы увеличивают, это факт безусловный.
Потому что стресс накапливается, становится все тяжелее, все хуже. Ты чувствуешь себя изгоем, ты чувствуешь себя нерукопожатным. А это именно так и есть. Ты понимаешь, что перспективы нет. Тебе говорят держаться до последнего, а что значит «до последнего»?
А если сначала тебя на заклание отведут? Ведь так может и случиться. Поэтому психологически они находятся в очень тяжелом состоянии.
В целом, если характеризовать психологический профиль российского истеблишмента, то он переживает стокгольмский синдром. Он прикован к той галере, где кормчий — Владимир Владимирович.
Что касается пропагандистов, они сделали свой выбор, но этот выбор оказался ошибочным или, если хотите, политически безграмотным. Отсюда психологическое состояние, переживаемое ими сейчас. Им-то казалось, что они поступали рационально, сделали циничный, но правильный выбор. А вдруг выяснилось, что стратегически они ошиблись. Подчеркиваю, стратегически, не ситуативно.
Я не считаю, что надо жалеть людей, которые сознательно совершали зло и сознательно развращали общество. Но понимать, почему они совершают те или иные поступки, делают те или иные заявления, нужно. Дальше будет только хуже, это понятно для всех, и для них тоже, — резюмирует политолог.
Отдельно Соловей анализирует природу поведения белорусского правителя, в частности, его последние заявления на саммите ОДКБ.
— Это точно такой же случай: сон разума рождает чудовищ. По-моему, Александр Григорьевич сам начинает верить в то, что он несет. Человеку же надо себя убедить, он же не может в собственных глазах выглядеть дураком, негодяем и подлецом.
Он объясняет, что так надо, так правильно, это в государственных интересах. Да, может быть, врагов нет, но для идеологии важно, чтобы они были. Может, лабораторий и нет, а, может, они есть, может, были. В конце концов, на каждом продовольственном рынке есть ветеринарная лаборатория. Мало ли что там могли американцы делать!
Вспомните, в советские времена, когда была беда с колорадским жуком, сколько было рассказов о том, что американцы его специально завезли. Сколько я слышал предостережений от учителей и комсомольских лидеров, что ни в коем случае нельзя брать жвачку, если ты ее где-то нашел.
Это все такое конспирологическое мышление. И оно не меняется из поколения в поколение. Оно остается, просто сейчас в силу всеобщей иррационализации жизни в России и Беларуси оно набирает силу.
Это возвращение к архаическому мифологическому мышлению. Путин то же самое говорит, что Запад натравливал Украину, что он подготовил ее, создавал «антироссию» и т.д., — отмечает Валерий Соловей.
Читайте еще
Избранное