Общество

Юлия Кот

Социолог Биканов: «Расколотое по политическому и другим показателям общество объединяет убеждение, что Беларусь должна держаться от войны подальше»

О том, как изменилось общественное мнение в Беларуси.

Тема войны одновременно объединяет и разъединяет беларусов: сторонники режима симпатизируют России, а противники поддерживают Украину, но и те и другие выступают за антивоенный консенсус. При этом все больше сомневаются в победе Украины.

Такие данные привели авторы нового Беларусского трекера перемен — ежеквартального отчета независимых экспертов об актуальных событиях и устойчивых трендах в политической, социальной и экономической жизни Беларуси.

— Даже среди ярых противников режима доля считающих, что в войне побеждает Украина, снизилась с 48% до 12%, — отмечает социолог Филипп Биканов. — Вместо этого они стали чаще считать, что стороны находятся в равном положении, или даже, что побеждает Россия.

А вот то, что объединяет расколотое по политическому и другим показателям общество — это убеждение, что Беларусь должна держаться от войны подальше. Более 90% нашей выборки так считает, и с очень высокой долей вероятности можно сказать, что и в обществе это убеждение доминирует.

Пропаганда и представители власти, к слову, успешно используют антивоенный консенсус беларусов в свою пользу, утверждая: мол, именно Лукашенко делает все, чтобы Беларусь не втянули в войну — и в этом убеждены не только сторонники режима.

— По сравнению с августом 2023 года удовлетворенность ситуацией в стране улучшается, — говорит Филипп Биканов. — Как показывает Индекс социальных настроений, мы видимо социальный оптимизм: беларусы в среднем стали более позитивно оценивать политическую ситуацию, а также благополучие как собственной семьи, так и страны.

При сохранении этой тенденции, полагают эксперты, оценка ситуации в стране будет конвертироваться в рост доверия к власти. Тем более, уже сейчас «провластные» нарративы беларусы усваивают лучше — и это как отражение объективной реальности и влияние фактора страха (преследование за «экстремистские» подписки и материалы не ослабевает), так и вызов для продемократических сил и независимых медиа.

Показательный пример: даже среди продемократической, активной аудитории меньше трети знали и следили за выборами в Координационный совет — в то время как о теракте в «Крокус Сити Холле» хоть что-то слышали две трети беларусов.

При этом раскол в беларусском обществе не уменьшается, активные сторонники и оппоненты режима все так же не готовы принимать друг друга. Более того, консервативные адепты беларусской власти скорее готовы примириться с сексуальными меньшинствами, чем с противниками Лукашенко.

В этом смысле режиму никак не удается достичь «народного единства» и согласия, разве что подавлять нелояльных власти беларусов, и формировать повестку дня внутри страны, активно продвигая нужную властям картину мира.