«События в Казахстане обогатили политическую практику России новой гранью»
Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов – о том, почему Россия впервые использует находящийся под ее контролем институт ОДКБ.
– События в Казахстане обогатили нашу политическую практику новой гранью, – пишет Лукьянов. – Угрозу внутреннего обвала государственной власти в одной из стран-членов решено без всяких промедлений и размышлений интерпретировать в качестве внешней агрессии, что даёт формальное основание для приглашения организации и ее вмешательства.
Ни в Кыргызстане неоднократно, ни в Армении такого не было. Тогда и ОДКБ (читай: Москва) и сами страны всячески подчеркивали как раз внутренний характер процессов.
Ситуация с тех пор изменилась. Отдельно надо подчеркнуть, что запрос на введение миротворцев поступил от правительства, легитимность которого под сомнение не ставится. В этом отличие, например, от Бишкека-2010, когда к ОДКБ пыталась обратиться Роза Отунбаева в условиях полного коллапса легитимных органов власти.
Подоплеку нынешних событий мы, вероятно, еще узнаем, в частности, как принималось решение и в Казахстане, и в Москве. Пока понятно, что российское начальство решило не ждать окончательной раскачки и действовать на опережение.
Это развитие подхода, явленного полтора года назад в Беларуси, тогда было только предупреждение Путина о готовности российских силовиков вмешаться. Теперь реализовано без предупреждений.
Ключевой вопрос сейчас – значит ли ввод контингента ОДКБ окончание борьбы за власть («транзита») в Казахстане, установление там единовластия. И чьё это единовластие, если да.
Более глубокое вовлечение России в тамошние дрязги, которые в значительной степени привели к кризису, мягко говоря, контрпродуктивно. Пока у Москвы есть шанс занять наиболее выигрышную для себя позицию – физическое силовое присутствие в роли гаранта, от позиции и просто наличия которого зависит дальнейший ход событий.
Похожее имеет место в Армении после войны 2020 года. Это не монолитная ситуация и не решение вопроса, но позволяет иметь эффективный набор инструментов на предстоящий период.
Стоит отметить, что Россия впервые использует находящийся под ее контролем институт. До сих пор считалось, что смысл в нём (них) сугубо декоративный.
Читайте еще
Избранное