Уязвимые

Татьяна Гусева

Смогут ли проголосовать на выборах Бабарико, Тихановский и другие политзаключенные?

И попадут ли наблюдатели на закрытые участки?

Павел Сапелко

По словам эксперта правозащитного центра «Вясна» Павла Сапелко, не могут голосовать лица, признанные недееспособными решением суда, и те, кто осужден к лишению свободы, а также те, кому избрана мера пресечения в виде заключения под стражу по уголовному делу и они содержатся в СИЗО.

Справка

Недееспособными признаются люди, страдающие заболеваниями, которые лишают их возможности понимать значение своих действий и руководить ими.

— Получается, все наши политические заключенные лишены права избирать?

— Да. Но в то же время по закону те, кто заключен в СИЗО, обладают пассивным избирательным правом и имеют право быть избранными. В СИЗО в Беларуси содержится около 5000 человек.

— То есть, если бы Виктор Бабарико был зарегистрирован кандидатом в президенты, то он мог бы избираться, но не мог голосовать?

На митингах Светланы Тихановской люди держали в руках портреты с политзаключенными

— Это очень интересная ситуация, если рассматривать ее теоретически. Кандидат сидит в СИЗО, против него возбуждено уголовное дело, он может быть избран. И дальше что? Введен в должность. А потом уже на него будет распространяться правило неприкосновенности.

Выходит, надо проводить импичмент, если речь идет о президенте или лишать депутатской неприкосновенности, если речь идет о депутате.

А те, кто отбывает сутки по административным делам, смогут голосовать?

— Да. В основной день голосования. Те, кто заключены в ЛТП или отбывают наказание в виде уголовного ареста, также голосуют.

— Могут ли на закрытые участки попасть наблюдатели?

— Да. Чисто теоретически наблюдатели могут попасть на любые участки, даже в больницы, единственное — они должны выполнять правила и ограничения, установленные администрацией этих участков.

Понятно, что наблюдатели не зайдут в ковидное отделение, но в целом они вправе наблюдать.

— Есть ли статистика, какой процент голосовал в ИВС на выборах ранее?

— Нет такой статистики по стране. У нас публикуются данные районных избирательных комиссий.

В Украине, например, есть общая база по итогам голосования, начиная с уровня участка. Можно на сайте посмотреть, как проголосовал конкретный участок. У нас этого нет.

— Были прецеденты, когда наблюдатели могли присутствовать на выборах в ИВС?

— Говорят, были. В 2006-м это было актуально, когда штабы демократических кандидатов посадили превентивно.

Сейчас предполагаю, что это, скорее всего, не получится из соображений эпидемиологических. Если уж адвокатов туда не пускают или пускают, но очень избирательно, все может быть еще сложнее.

Может быть ограничено количество наблюдателей. Окажется, что возьмут с собой одного наблюдателя, очень наблюдательного.

— Сколько человек в местах лишения свободы и в СИЗО лишены избирательного права?

— Это еще одна проблема. Нет такого запрета лишать избирательного права осужденных. Такая международная практика. ОБСЕ заслуженно критикует Беларусь за то, что осужденные лишаются этого права, по сути, независимо от тяжести совершенных преступлений.

Во многих правовых системах лишение избирательного права — это самостоятельное наказание, предусмотренное, например, за совершение преступлений против государства. Логично, когда человек совершает измену государству, его с вынесением приговора еще и лишают избирательного права на определенный срок.

За лишение права избирать всех осужденных и обвиняемых власти Беларуси критиковало ОБСЕ. Миссия СНГ критиковала за лишение права голосовать людей, которые не признаны виновными (заключенные в СИЗО — прим «С»).

Это конституционная норма — изменения может инициировать парламент.   С моей точки зрения, правильно было бы запретить участие в выборах лицам, которые совершили особо тяжкие преступления. Например, против государства.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.4(23)