Филин

Юлия Кот

Кнырович: «Все то, что прибирало к рукам государство ради «огромных денег», почему-то не принесло сверхприбыли»

Смогут ли беларусские чиновники победить «Яндекс».

Идею о создании национального оператора такси озвучили в эфире гостелеканала СТВ, обсуждая скорые изменения на рынке пассажирских автоперевозок.

По мнению главы Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров (АППП) Екатерины Станкевич, это принесет «огромные деньги в бюджет».

По словам Станкевич, многие агрегаторы не хотят становиться диспетчерскими службами такси, поскольку это невыгодно: деньги поступают напрямую перевозчикам, а только потом оплачиваются диспетчерские услуги, в то время как агрегатор, наоборот, снимает свою комиссию сразу и лишь потом переводит деньги перевозчикам.

Напомним, с 1 августа иностранные диспетчеры и сервисы такси смогут остаться в Беларуси, только если зарегистрируют местное юрлицо и будут включены в специальный реестр. Российское «Яндекс.Такси» это сделало и подало заявку на регистрацию нового бренда — но такой вариант устроил не всех.

В частности, у Мингорисполкома к сервису много претензий, одна из главных — обвинение в монополии (по данным 2022 года, «Яндекс» занимал около 90% рынка, за ним шли службы «Максим» и 135, остальные перевозчики имели мизерные доли — Ф.) и нежелание «нести ответственность и за пассажира, и за водителя».

При этом, как заявила первый зампредседателя Мингорисполкома Надежда Лазаревич, без «Яндекс Go» «город не встанет»:

— Самая главная задача местных органов власти и правительства — это обеспечить социальный пакет. И, конечно же, у нас очень выстроены четко логистические пути, даже в части Минска, и открываются три новые станции метро в конце года, которые еще улучшат доставку людей.

В общем, так сходу не разберешься, в чем все-таки цель беларусских властей: защитить права пассажиров и перевозчиков или получить «огромные деньги в бюджет», добиться того, чтобы «наши люди в булочную на такси не ездили», или пускай себе ездят, но с госоператором?

О сути и перспективах идеи Филин поговорил с предпринимателем и блогером Александром Кныровичем.

Александр Кнырович

—  Мы находимся в ситуации, когда очень велика вероятность монополизации этого сектора со стороны государства, — отмечает собеседник, — поэтому что это достаточно легко сделать.

Вспомните, как у нас было монопольное положение «Белавиа» на рынке авиаперевозок — точно так же достаточно легко монополизировать рынок операторов такси.

Кроме «Яндекса», я уж и не припомню крупных игроков в Минске — но, в общем, их наличие и не так важно. А важно то, что если сегодня частные операторы представляют разные службы такси — значит, они находятся в конкурентном поле, борются за клиента и, естественно, используют все инструменты, которые нормальны для этого рынка.

Если мы сегодня всех объединим под национальным оператором — получим этакую «Белавиа» в сфере пассажирских автоперевозок. И дальше будем рассуждать о том, а что в итоге получит потребитель.

Цена — как мы знаем, у «Белавиа» она была в пару раз выше, чем у Ryan Air, количество рейсов — в разы меньше… Ровно то же самое мы получим и в результате создания государственного национального оператора такси, такую корявую структуру, которая не про справедливое соотношение цены и качества.

Александр Кнырович обращает внимание на фразу про «огромные деньги в бюджет» — и напоминает, как много прожектов в Беларуси начиналось с этой или похожей фразы, а заканчивалось ничем:

Все то, что прибирало к рукам государство в стремлении заработать «огромные деньги», почему-то не стало приносить сверхприбыли.

Совершенно проиграла цементная промышленность, хотя в модернизацию заводов вложили больше миллиарда долларов. Проиграла деревообрабатывающая промышленность — также миллиард с небольшим.

 «Атлант», который принес Беларуси суммарный ущерб в 500 миллионов долларов за последние 10 лет. «Белшина» принесла убытков на $300 миллионов примерно за то же время.

— И вспоминая все эти проекты, — они ведь начинались такими же словами, про огромные прибыли и поступления в бюджет. Поэтому я не исключаю, что попытка монополизации рынка услуг такси приведет к тому же самому: ожидаемые прибыли в бюджет не будут получены, а будут потеряны.

Словом, мой взгляд довольно пессимистичный. Если бы не одно «но». Уж слишком сильная компания «Яндекс». Я бы сказал, что это такой же тяжеловес, как в сфере розничной торговли компания Wildberries, которая разговаривает с Лукашенко на равных. Главу Wildberries принимает лично Лукашенко, тот имеет к нему подход, и сегодня очень трудно представить себе введение ограничений для этой компании.

Потому, думаю, эта инициатива чиновников закончится переговорами компании «Яндекс» с сегодняшним временным руководством Беларуси, и ничего не будет. В худшем случае родится какой-нибудь слабенький, маленький государственный аналог «Яндекса», — даже не конкурент.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 2.2(39)