Филин

Кирилл Иванов

Сколько еще мы будем читать новости о воровстве в школьных столовых

И что нужно сделать, чтобы повара перестали экономить на чужом хлебе с маслом.

Новость из Бреста: работники одной из школьных столовых попались на воровстве продуктов. Повар и его сотрудницы попытались сэкономить на покупке мяса, молока и хлеба.

Банальная, казалось бы, история. Страны, чьи граждане не закрывают на замок двери своих жилищ и оставляют на улице деньги молочнику — скорее счастливые исключения, чем правило.

Воруют не только в бедных странах. Достаточно посмотреть на популярность видеоблога инженера NASA Марка Робера, собирающего десятки миллионов просмотров роликов о ловушках для воров, промышляющих кражами посылок, оставленных курьерами у дверей клиентов.

И все же у истории из Бреста есть своя особенность, о природе которой мы и поговорим.

Речь идет о специфичном виде воровства, существованием которого мы обязаны советскому прошлому. Помните все эти народные «мудрости» — «Каб заўсёды жыць у шчасці, трэба красці, красці, красці», «Не скрадзеш — не пражывеш», «Сколько не воруй у государства — все равно свое не вернешь»?

Все это отзвук эпохи, когда советские граждане, лишенные права частной собственности, вынуждены были жить на скромные зарплаты. Или даже не зарплаты, а получки, как тогда говорили. Это важный момент для беларусов, так как с приходом к власти Лукашенко эта традиция не только вернулась к нам, но и укрепилась на десятилетия.

«Зато он нам пенсию вовремя дает. И зарплату детям» — железобетонный аргумент ядерного электората правителя начал утрачивать свою актуальность сравнительно недавно.

Но выживал советский человек не только благодаря «получкам». Советские люди (не все, но многие) еще и подворовывали. Несли с заводов и фабрик, из колхозов и столовых, со складов и аптек. Не воруя, а, естественно, «возвращая» свое. Крадя фактически у самих себя, руководствуясь принципом «все вокруг колхозное, все вокруг мое».

Я хорошо помню попытку моих знакомых, которые выписывали газету «Свабода», рассказать о докладе Антончика ярым сторонникам Лукашенко.

Примеры о грандиозном воровстве в окружении того, кто взлетел на властный олимп благодаря образу борца с коррупцией, уперлись в контраргумент: «Он ворует, да. Но и нам воровать дает при этом. А иначе мы все сдохнем».

Что нужно сделать, чтобы из школьной столовой перестали выносить молоко и хлеб? Отдать ведомственный общепит частнику. Фермер не сливает по ночам соляру и не тащит из своего же хранилища зерно. А в лукашенковских госхозах тащат до сих пор.

Почему же все еще не изжит этот социальный контракт (ворует сам, но и нам дает)? Нынешняя власть не может и не хочет сделать так, чтобы повар зарабатывал столько, чтобы у него и мысли не было урвать у детей кусок мяса.

Не может потому, что люди у руля недалеко ушли от кредо булгаковского Шарикова — взять все и поделить. Не хотят потому, что подворовывающий повар, кладовщик, тракторист всецело находятся в их власти.

Во-первых, подворовывающие граждане благодарны за такую возможность «не сдохнуть», они цепляются за этот способ выживать, отгораживаясь от лишних и опасных мыслей.

Во-вторых, если они и утратят благодарность, в любой момент на выходе с работы их могут встретить люди с красной «корочкой» и попросить показать содержимое сумки.

И пока у власти будут находиться реаниматоры и активные пользователи сомнительных советских практик, мы будем продолжать читать новости о поварах с нечистыми руками.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.7(30)