Комментарии
Руслан Горбачев

Скелеты в парке

Это место я впервые отчетливо увидел студентом-первокурсником из автобуса, шедшего по проспекту еще имени Франциска Скорины.

Мне немедленно захотелось там побывать. Нужно ли говорить, что ни в тот раз, ни в последующие годы я ни разу в том месте так и не прогулялся. Как-то не складывалось.

Прошел чуть ли не с десяток лет. Я насовсем переехал жить в Минск, снял квартиру. И тут неожиданно выяснилось, что до того сокровенного места, набережной вдоль Свислочи и сквера Янки Купалы рукой (точнее, трамваем) подать.

Начало маршрута остается неизменным. Через пахнущий конфетами магазин «Коммунарка» на улице Красной попадаешь на горку, которую некогда увидел из окна автобуса. Сколько здесь не бываешь, открывающийся вид через листья деревьев на сверкающую внизу воду захватывает как в первый раз. Как по воздуху медленно спускаешься к стоящей у реки беседки.

Вот здесь, кстати, чуть выше, у елки, едва не обернулось неприятностью одно знакомство. Сидел в обеденное время на траве, читал Фазиля Искандера. Чья-то фигура заслонила солнце.

– У вас сигаретки не найдется? – улыбалась сверху стройная миловидная девушка.

– Не курю.

– А… что читаете? – девушка была навеселе и искала приключений.

Размышления, длившиеся несколько мгновений, привели к выбору не в ее пользу: отрываться от захватывающего рассказа не хотелось. Девушка ушла, а через пять минут рядом появился с блуждающим взглядом короткостриженный житель городских окраин. Он с трудом стоял на ногах и, очевидно, искал недавно проходившую здесь даму сердца. Литература спасла не только мою душу, но и сохранила мне лицо в целости и сохранности.

Если свернуть от беседки направо, набережная приводит к аллее каштанов. Заходишь за нее – и перед тобою дикий сквер, где можно позволить себе не шагать по проложенной асфальтовой дорожке, а идти куда глаза глядят под куполами деревьев. Где-то в глубине спрятан от людских глаз монумент Марату Казею. Подшучивать над ним, в отличие от возвышающегося на горке министерства обороны, никогда в голову не приходило.

Генштаб мы брали в летнюю ночь. У друга был день рождения, нас переполняли эмоции. Двое остались на подстраховке, двое перебрались через высоченный забор. Мгновенно взобрались на вал. Где глаза в глаза столкнулись с вышедшим автоматчиком.

Его ошарашенность нас спасла. Мы отступили без потерь и без единого выстрела (отстреливаться было нечем).

Фото tomkad.livejournal.com

Летние ночи в парке бестолковы. Другое дело солнечное утро, самое прекрасное время суток. Людей практически нет, вода сверкает, несколько рыбаков вдоль набережной – тихо и спокойно.

У пристани в сквере Янки Купалы появляются два товарища. Садятся в лодку и добираются до стоящего на якоре между берегами Свислочи прогулочного парохода «Августин». Ему курсировать под их командованием по речке целый день.

Белки спускаются вниз ближе к девяти. Еще раньше начинают пробежки люди. Бежит живущий неподалеку литератор Адам Глобус. Бегут девушка и парень (раздельно). Бежит немолодой мужчина и немолодая женщина (вместе). Идет через некошеную траву и кусты пара уток. Время от времени приседая, так как недалеко бежит овчарка.

Одним часом трудно ограничить прогулку по набережной и парку и в прохладную осень. Свежесть и золотистые листья клена, редкие прохожие, расплывающиеся в тумане желтые фонари.

На набережной почти 40 лет назад. Вернувшаяся в Минск после репрессий дочь застрелившегося главы Совнаркома БССР Александра Червякова (справа) с сыном и невесткой

Вовсе исчезают люди из парка в зиму. Спускаешься из теплой «Коммунарки» вниз, а впереди – белая площадка замерзшей Свислочи. Идешь по льду к пристани, гуляешь между сугробов и деревьев, слышишь колокола Верхнего города, ждешь оранжевые солнечные лучи. В пять часов заход солнца яркий и быстрый, нужно эти полчаса обязательно рассмаковать.

Ранняя календарная весна. Куртка уже не для 20-градусного мороза, но еще и не весенняя. Лучше одеться немного не по погоде, взять коньяку. Когда небольшим участкам прохладно, то остальное тело на контрасте остро ощущает тепло.

Мест на планете посмотрено уже немало. Пристани Копенгагена, джунгли Камбоджи, пляжи Абхазии, стекло и бетон Сингапура. Но все как не со мной было. Только здесь чувствуешь себя собой.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)