Политика
Юлия Малышева, «Взгляд»

«Сказочник наш Александр Григорьевич»

Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин рассказал, зачем Александру Лукашенко понадобилось вступать в информационную войну с Москвой.

Очередной нелестный сюжет про Александра Лукашенко, показанный в выходные по российским телеканалам, не прошел незамеченным в Минске. В ответ власти Беларуси решили следом за Михаилом Саакашвили пустить в эфир президента Латвии Валдиса Затлереса, который, как ожидается, в ближайший четверг поучит население страны противостоять «имперским посягательствам».

– После появления на российском телевидении первых разоблачительных сюжетов про Александра Лукашенко наблюдатели предсказывали, что белорусский лидер поймет намек и будет вести себя менее вызывающе. Однако президент, судя по всему, решил держать удар и осознанно идет на конфликт?

– Лукашенко отвечает симметричным способом. Видимо, не все так плохо у него в хозяйстве, если он нанимает себе в качестве пиарщиков глав государств. Значит, никаких финансовых затруднений у Александра Григорьевича нет, Газпрому нужно учесть это в следующем счете за газ.

А если говорить серьезно, то российское и белорусское руководство уже переходит на личности, и пора бы уже прекратить этот славянский базар. Так как все это может сказаться на торгово-экономических отношениях двух стран, в том числе на соглашениях, подписанных в рамках Таможенного союза.

– Что делят сейчас, ведь с Таможенным союзом Москва и Минск наконец разобрались?

– Судя по всему, Лукашенко сделал антимосковский вектор основой своей предвыборной кампании. Отрабатывает в этом ключе по полной и, видимо, останавливаться не собирается.

Вполне возможно, что у него есть какие-то сведения, которые, кстати, периодически появляются и в СМИ, о том, что Москва якобы ищет ему замену и поддерживает оппозиционные белорусские силы.

– А это вообще возможно с учетом того, что в Беларуси, кроме Лукашенко, нет известных политиков?

– Конечно, нет, это скорей похоже на бред. Но Александр Лукашенко искусственно накачивает вес своих оппонентов, чтобы его победа выглядела более убедительной. Хотя прекрасно понимает, что в реальности за всеми этими слухами ничего не стоит. Сказочник наш Александр Григорьевич.

– Создавая из России образ врага в глазах лояльных к Москве белорусских избирателей, Лукашенко не рискует растерять часть своего электората?

– Здесь дело не в этом. Лукашенко в своих социальных проектах опирался на российские деньги, не тратя ни копейки из своих средств. Когда же российское руководство попыталось покончить с этой практикой, в социальной политике белорусского лидера возникли лакуны, которые ему нужно теперь объяснять народу. Так вот, сознательное ухудшение отношений с Москвой на определенный период времени как раз и является вполне правдоподобным объяснением для населения страны.

Есть политическая объективная реальность, с которой могут работать пиарщики и на которую даже можно воздействовать административным ресурсом. Но когда ситуация заходит в тупик, прежде всего экономический, социальные группы приходят в движение и вот тогда становится сложно что-то изменить с помощью пиар-технологий даже при нынешнем высоком уровне их развития.

Александр Григорьевич, прекрасно это понимая, желает использовать в своей кампании ряд тем, в том числе – личную нерасположенность к нему Дмитрия Медведева и Владимира Путина. Хотя при этом он технически подписывает все документы, которые должны быть подписаны для развития нормальных торгово-экономических отношений с Россией.

– Но выборы закончатся, придется опять налаживать отношения с Москвой. Или ему это уже не нужно?

– Не думаю, что Лукашенко привлекает ситуация, сложившаяся вокруг Михаила Саакашвили, который стал персоной нон грата для российских властей. Ведь белорусский президент – довольно дальновидный и прагматически настроенный политик.

Однако нынешнее его поведение малообъяснимо с точки зрения перспективного развития двусторонних отношений. Если Лукашенко полагает, что российское руководство все забудет, такой расчет выглядит оправданным. Но мне кажется, что с его стороны так думать очень легкомысленно.

Так что после президентских выборов ему, видимо, ничего не останется, как сказать приблизительно следующее: «Ой, был не прав, погорячился. Давайте, ребята, опять дружить».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)