Филин

Сергей Василевский

Сивицкий: «Российско-украинский конфликт имеет весь потенциал для трансформации в региональную войну уже в 2023 году»

Директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий рассказал Филину, как мобилизация в России может повлиять на динамику войны в Украине.

— Ранее вы не исключали, что благодаря успехам на Харьковщине ВСУ уже к концу этого года смогут отодвинуть линию фронта к границам, предшествующим 24 февраля 2022 года. Как на подобные прогнозы может повлиять объявление мобилизации в России и «референдумы» на оккупированных территориях? Процессы замедлятся или же наоборот ускорятся?

— Я ожидаю, что украинская сторона продолжит контрнаступление в ближайшие дни-недели, несмотря на так называемую частичную мобилизацию и «референдумы». При этом основные успехи ВСУ попытаются развить именно в Донецкой и Луганской областях, а не на юге, пользуясь значительным отводом российских войск с Донбасса для усиления группировок войск в Херсонской и Запорожской областях.

Таким образом, к моменту, когда Кремль проведет так называемые «референдумы» на оккупированных территориях, полный контроль над территориями Донецкой и Луганской областей будет оспорен, не говоря уже про Херсонскую и Запорожскую области, полный контроль над которыми ни разу и близко не удавалось достичь. Ранее российское политическое руководство ставило цель установить полный контроль над Донецкой и Луганской областями к сентябрю в преддверии проведения «референдумов». Однако это уже тоже из области фантазий.

Поэтому для ВСУ сейчас открывается окно возможностей из-за того, что быстрого и качественного эффекта от мобилизации российской стороне добиться будет невозможно. Потребуется несколько недель — месяцев для качественного обучения и подготовки новых резервов из числа мобилизованных.

Конечно, нельзя исключать, что российское командование в спешке решит сейчас бросить мобилизованные резервы на контроль растянутых участков линии фронта на Донбассе. Другой вариант — сразу направлять мобилизованных на доукомплектование уже развернутых на территории Украины батальонных тактических групп, многие из которых укомплектованы всего на 40-50%. Однако в обоих случаях эти шаги не остановят контрнаступление ВСУ из-за низкого боевого духа и боеспособности российских подразделений.

Более того, уже в октябре ожидаются первые масштабные поставки вооружений для нужд ВСУ со стороны США в рамках закона о ленд-лизе.

В то время как российская сторона близка к исчерпанию запасов боеприпасов, износа стволов артиллерии, имеет серьезные потери в бронетехнике, которые не так просто восполнить, украинская сторона обладает всеми необходимыми ресурсами для продолжения контрнаступления до конца года, после чего возможно достижение оперативной паузы.

Смысл проведения «референдумов» и включения оккупированных территорий Украины в состав России по их итогам заключается в том, что Кремль таким образом повышает ставки в конфликте. Теперь Москва получает повод угрожать применением тактического ядерного оружия против Украины, в случае если ВСУ не откажутся от планов дальнейшего контрнаступления после «референдумов» уже на «включенных» в состав РФ украинских территориях. Однако к подобному сценарию сегодня готовы — как в самой Украине, так и основные союзники по коалиции Рамштайн.

Так что Кремль находится в положении цугцванга — любой дальнейший ход на обострение, включая сценарий ядерной эскалации, ухудшает положение России на международной арене, ее переговорную позицию для дипломатического торга, а также усиливает риски дестабилизации внутриполитической ситуации, включая внутриэлитный раскол и переворот.

— Как наплыв россиян, бегущих от призыва в армию, может повлиять на внутреннюю ситуацию в Беларуси? А также, например, в Грузии, где немало осело белорусов — как на них это может отразиться?

— Очевидно, что жители крупных городов, представители среднего класса будут пытаться покинуть территорию России, чтобы избежать мобилизации. Пока что для них сохраняется лазейка, так как основная масса мобилизируемого состава призывается сейчас из депрессивных регионов, малых городов и поселений. Основными направлениями эмиграции станут те постсоветские страны, с которыми у России есть сухопутная граница, включая, естественно, и Беларусь.

Однако уже в скором времени эта лазейка может закрыться, а белорусские власти начнут выдворять из Беларуси российских граждан, подлежащих мобилизации, по запросу российской стороны.

Цель подобной эмиграции заключается в том, чтобы «залечь на дно», условно говоря. Поэтому каких-то серьезных проблем и конфликтных ситуаций, привлекающих внимание, они создавать не должны. Однако стоит ожидать некоторых экономических последствий — значительному росту цен на арендное жилье.

Я не исключаю, что ряд стран введет для таких российских граждан аналоги «золотых паспортов», предоставляя протекцию от депортации по запросу российской стороны или даже гражданство в обмен на определенные суммы инвестиций.

— Стоит ли властям Беларуси, учитывая динамику развития событий, начинать готовить белорусов к жизни в условиях военного времени? Условно говоря, призывать их готовить необходимые припасы, обустраивать убежища и т.д.?

— К сожалению, последние события указывают на то, что российско-украинский конфликт имеет весь потенциал для трансформации в региональную войну уже в 2023 году, в том числе за счет расширения театра военных действий на территорию Беларуси.

Поэтому при подобных оценках военно-политической обстановки подготовка к ведению военного положения и практической реализации плана обороны страны является естественной и логичной реакцией.

Однако проблема заключается в том, что Беларусь не имеет возможности влиять на динамику этого конфликта, в то время как Россия теряет контроль над эскалацией, когда каждое повышение ставок со стороны Кремля приводит к обратному эффекту — не деэскалации со стороны Украины и Запада, а их готовности реагировать также повышением ставок до победного конца.

В итоге в этой логике рано или поздно Украина при поддержке коалиции Рамштайн перенесет военные действия на территорию Беларуси.

К тому же, если рассматривать сценарий ядерной эскалации конфликта, то есть нанесения Россией тактического ядерного удара по Украине, он знаменует новый виток развития конфликта. И он предполагает не только вступление США и их союзников по коалиции Рамштайн в прямой конфликт с Россией и Беларусью, но и нанесение ответного ракетно-ядерного удара по белорусской территории.

Противодействовать этому сценарию будет невозможно военными способами. Поэтому в такой ситуации лучше всего прибегнуть к советам китайских стратегов, перефразируя великого Сунь Цзы: если у тебя недостаточно сил для ведения войны, необходимо уклониться от нее.

Таким образом, единственный способ предотвратить эту катастрофу — выход из войны, вступление в переговоры с Украиной и ее союзниками по коалиции Рамштайн, в том числе по гарантиям безопасности и обязательствам не переносить военные действия на территорию Беларуси, вывод российских войск, привлечение наших других стратегических партнеров для стабилизации военно-политической ситуации, включая Китай и Турцию (например, через развертывание миротворческой миссии ООН с их участием) и т.д.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.1(29)