Филин

Сергей Василевский

Ситуация вокруг централизованного экзамена: стоит ли надеяться на «доброго царя»

Филин предлагает несколько выводов из очередного школьного скандала, вышедшего на высший уровень.

В скандал, связанный с итогами централизованного экзамена по белорусскому и русскому языкам, вмешался Александр Лукашенко. Как водится — в свойственной ему манере:

— Целую бучу подняли после единого централизованного экзамена. Ума не хватило сделать просто и понятно, чтобы подсчитать эти баллы. Они начали какие-то статистические цифры выводить на компьютере. Кому это надо?

Одним этим комментарием не обошлось, правитель дал указание:

— Надо делать обычную, понятную систему. И на следующей неделе надо опять к этому вернуться.

Судя по последующему заявлению главы администрации Игоря Сергеенко, Лукашенко поручил проверить организацию ЦЭ и разобраться с каждой жалобой:

— Поставлена задача организовать проверку организации централизованных экзаменов, которые прошли в мае во всех средних учебных заведениях нашей страны, вникнуть в этот процесс, проверить, уточнить, какие результаты получены.

В ожидании развития событий «Филин» сделал первые выводы из этой истории. Но для начала прочтите, что о перспективах ЦЭ в конце прошлого года нам говорили профильные специалисты.

Первый вывод – несмотря на царящую в стране атмосферу страха, белорусы все еще способны публично отстаивать свои права, вынуждая власти реагировать на происходящее. Но, пожалуй, на этом хорошие новости заканчиваются.

Надежд на то, что итоги ЦЭ для нынешних выпускников, которые они и их родители посчитали несправедливыми, будут пересмотрены, не так уж и много. И вот почему.

Многих возмутила слишком сложная и запутанная система подсчета итогов централизованного экзамена, разработанная Министерством образования. Поэтому даже при наличии воли или жесткого приказа сверху существующую систему вряд ли удастся в кратчайшие сроки сделать «обычной и понятной».

Тем более, что министерстве напомнили о законе, который не предусматривает пересмотр оценок ЦЭ.

Выходит, чтобы решить проблему желанным для родителей выпускников способом, властям придется в кратчайшие сроки прибегнуть к корректировке правил аттестации, запрещающих пересмотр оценок.

И попутно Лукашенко придется разобраться с авторами вызвавшей скандал системы подсчета результатов. А, возможно, и с министром, который диалогу с родителями предпочел угрозы (накануне он заявил об ответственности за распространение «фейков»).

Подобное развитие событий еще можно было себе представить три года назад. Но сегодня лучшим способом коммуникации с обществом для властей является тот, который демонстрирует министр Иванец. Ведь любая уступка чревата тем, что у людей снова может появится вера в собственные силы.

Кроме того, разыгранный спектакль с выходом на сцену «доброго царя», узревшего проблему с опозданием в сутки, белорусы видели уже не раз, и не два.

Тем более, что именно Лукашенко и является одним из главных виновников происходящего. Ведь не было, наверное, и года, чтобы он не вмешивался в систему образования, то требуя переписать учебники, то изменить систему аттестации. Не говоря уже о том, что ни один функционер в этой сфере не получил свою должность без одобрения правителя.