Шульман: «Рейтинг доверия к министру обороны России очень сильно упал»
Политолог — об изменениях в общественном мнении и настроении россиян, а также о том, почему в их массовое сознание не удалось внедрить концепт «народной войны».
В интервью BILD Екатерина Шульман рассказала о последних социологических исследованиях в крупных городах России. По информации социологической службы «Russian Field», которую озвучила политолог, 49% москвичей одобряют оставление Херсона, 22% — его не одобряют, а 28% затруднились ответить.
— Да, Москва — это город военных пенсионеров, а также госслужащих и сотрудников силовых структур, — объясняет Шульман. — А с другой стороны, один из самых либеральных городов.
81% опрошенных теми же «Russian Field» говорит, что обеспокоен происходящим в зоне «СВО», а 13% говорят, что не обеспокоены ничем.
Кстати говоря, это репрезентативный опрос, то есть должна быть выборка что называется по общему составу.
Екатерина Шульман отмечает и то, что процент россиян, считающих происходящее в Украине успехом российской армии, сократился с предыдущего опроса на 3%.
— 48% считают, что все идет успешно, и это опять же Москва, 32% думают, что неуспешно, 20% затруднились ответить. Обратите внимание на высокий процент последних, — говорит политолог.
Она также озвучила данные еще одного опроса россиян от проекта «Хроники», который, начиная с февраля этого года, делает уже восьмую волну опросов.
— Это также репрезентативные телефонные опросы, и у них получается, что у 12% респондентов кто-то из членов семьи так или иначе попал на военную службу, а у 3% уехал, но не на фронт.
То есть, 15% россиян затронуты войной напрямую через членов семей. Также фиксируется потребительский пессимизм, ухудшение финансовых ожиданий. 89% респондентов не ожидают улучшения своего материального положения в ближайшее время. 52% вынуждены экономить на продуктах из-за роста цен.
Екатерина Шульман объясняет, что возникший у россиян потребительский пессимизм влияет на поддержку вообще всего. Правда, по-прежнему многие из них рассматривают происходящее в Украине как сугубо «дело начальства», а начальству они базово доверяют.
— И, кстати, что не удалось сделать — это перейти к народной войне. Хоть выражение «народная война» у нас и прозвучало из уст замглавы администрации президента РФ.
Еще одним важным фактором, который, по словам Шульман, до последнего времени влиял на поддержку либо неподдержку войны с Украиной, был возраст опрошенных.
— Сейчас мы видим изменение в опросах «Левада-центра» относительно того, чувствуют ли люди тревожность и какое у них настроение в целом. Если посмотреть разбивку по возрастам, то можно увидеть, что категория 55+ стала выглядеть более тревожной.
До этого у них все было отлично, а сходила с ума в основном молодежь. А теперь у них тоже как-то стало нехорошо. То ли до них стало доходить, то ли по каким-то другим причинам. Но, по сравнению с другими опросами, я вижу смену возрастной парадигмы.
Правда, Екатерина Шульман еще раз подчеркивает, что это сдвиг никак не касается поддержки войны или рейтингов Путина, а относится именно к настроению респондентов: хорошему, плохому или тревожному.
— Из сторонников происходящего только 57% считают, что все проходит хорошо и что «спецоперация» идет успешно. Это также может быть одной из причин почему, по данным ВЦИОМа, очень сильно упал рейтинг доверия к министру обороны и вырос его антирейтинг.
Читайте еще
Избранное