Шульман: Про четыре волны феминистического движения

Российский политолог рассказывает о феминизме, как общественно-политическом движении.

— Мы сегодня поговорим о феминизме как об общественно-политическом движении, которым, собственно говоря, он и является. Этимология тут достаточно понятна. Femina — это женщина по латыни, — дает урок на Эхе Москвы Екатерина Шульман. — Итак, феминизм — общественно-политическое движение, выступающее за расширение или приобретение женщинами разнообразных прав, повышение их роли и видимости в общественной жизни и политике.

Опять же под феминизмом подразумевается иногда чрезвычайно широкий спектр движения, не все из которых себя осознают или декларируют как политические. Существует феминистический подход к изучению истории. Существует феминистическая литературная критика. Существует чрезвычайно много всего, что предполагает женский взгляд, женскую оптику, специфический угол зрения на любые общественные, культурные, природные и исторические явления.

Мы сейчас рассматриваем феминизм как общественно-политическое движение, потому что у нас с вами речь про политологию.

Движение и вообще явление это чрезвычайно масштабное. Существует, действительно, feminist studies, которые изучают это феминистическое движение гораздо более подробно, естественно, чем мы с вами сможем об этом сейчас сказать.

Тем не менее, что нам важно? Сама по себе идея о том, что женщины не обладают почему-то вдруг равными правами с мужчинами и вообще как-то угнетаются, она достаточно стара. Некоторое формулирование этих идей возникло тогда же, когда появилось в европейском правовом и философском сознании понятие прав человека.

Одновременно практически с Декларацией прав человека, которая была сформулировано во время Французской революции, появилась Декларация прав женщины и гражданки параллельно с Декларацией прав человека и гражданина, в которой тоже было требование предоставления женщинам равных социально-экономических, политических прав с мужчиной.

Давайте вспомним, что до недавнего времени женщины вообще никакими — ни имущественными, ни социальными, ни общественными правами — не обладали, а считались вечно несовершеннолетними. То есть они были подотчетны до замужества своему отцу, а после замужества своему мужу, а далее — старшему сыну, какому-то старшему мужскому родственнику или даже не старшему. Она может быть какой уже угодно старушкой, тем не менее, права у нее никак не приобретаются.

То, что называется мизогения — пренебрежительное или враждебное отношение к женщинам. Многие считают неотъемлемой частью христианской культуры. Действительно, все эти идеи о том, кто из чьего ребра был создан, они появились не сразу. Как обычно, первые христиане были тут большими гуманистами, и у них в этих общинах, основанных на любви, было гораздо больше равенства.

Но отцы церкви как бы вот внесли свой вклад в формулирование того дискурса, в котором женщина есть существо некоторое низшее.

Кстати, что интересно, мы привыкли к той концепции, согласно которой женщина — существо нежное и духовное и вообще интересуется отношениями, а мужчина — существо грубое и плотское. Так вот ренессансная мысль считала ровно наоборот.

Почитайте Монтеня или Боккаччо или Шекспира, которые над этой идеей как бы и смеются, но ее подразумевают. Так что эти все конструкты менялись каждую эпоху. Поэтому когда нынешняя феминистическая мысль говорит нам о том, что пол или гендер, как нынче принято говорить, это социальный конструкт, то понятно, о чем идет речь. Биологические различия существуют, но как именно они будут конвертироваться в особенности поведения зависит от общества и социальной нормы.

Феминистическое движение обычно разделяется на четыре волны, об этом мы должны четыре слова хотя бы сказать. Первая волна подразумевает суфражистское движение конца XIX начала XX века. Это было движение, которое боролось за одно конкретное, но ключевое политическое право — право избирать и быть избранными.

Оно зародилось в Англии, потом распространилось на большую часть обитания вселенной, и к 20 году XX века победило достаточно глобально. По крайней мере, на планете Земля женщины получили право голосовать и быть избранными.

Вторая волна феминизма — это освободительное движение, которое функционировало в 60-е годы. Там речь шла о снижении или снятии тех законодательных барьеров, которые тогда существовали между мужчинами и женщинами.

Речь шла о юридическом равноправии и о равноправии социальном, но в основном в рамках закона, то есть с тем, чтобы не было законодательных различий, чтобы женщины имели право самостоятельно устраиваться на работу, владеть собственностью, иметь счет в банке, не требуя для этого разрешения своих мужских родственников, чтобы не было дискриминации при приеме на работу. Вот, собственно, тогда возникло это движение.

И интересно, что в западных странах — в США и в значительной степени в Западной Европе — только после войны женщины массово вышли на работу. В то время, как у нас это принудительно случилось с 18-го года, поэтому для нас борьба в этом отношении не выглядит такой актуальной. Это некоторая иллюзия, когда там кажется, что нам советская власть все эти права даровала.

С 17-го года у нас женщины, действительно, в полной мере обладают избирательными правами. При этом зазор по зарплате между женщинами и мужчинами существует. «Стеклянный потолок» тоже существует.

Третья волна феминизма — это 90-е годы — занималась как этим «стеклянным потолком», так и неравенством, закрепленным в культуре. Тогда стали появляться такие концепции как культура насилия, тогда стала появляться идея о том, что какие-то виды публичного дискурса являются для женщин дискриминационными и оскорбительными и была и продолжается большая общественная дискуссия относительно сексуальной свободы, репродуктивной свободы, правы женщины на аборт, защита от репродуктивного насилия, право на пользование контрацепцией и так далее.

Четвертая волна феминизма от третей не очень далеко отстает. Мы являемся ее свидетелями сейчас. Многие граждане думают, что добились уже всех возможных прав и дальше бороться не за что, поэтому занимаются всякой ерундой. Но на самом деле расширение прав и возможностей женщин, борьба с теми ограничениями, которые по-прежнему вписаны в социальные нормы, если не выражены в законодательстве, а также борьба с культурой насилия продолжает оставаться в высшей степенью актуальной проблемой.

Не говоря уже о том, что эти представления о правах, о защите личных границ, о телесной неприкосновенности теперь распространяются от, скажем так, обеспеченных классов вниз по социальной пирамиде и от западного мира дальше на все лицо планеты Земля.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4(10)