Шульман: «Безнравственную российскую публику утомляют многочасовые обсуждения войны»

Политолог Екатерина Шульман – об усталости россиян от войны, а также об организации референдумов на оккупированных Россией территориях и кадровом десанте из РФ.

– Есть смутное ощущение, в том числе, подкрепленное социологическими данными, что от этой «СВО-тематики» российская публика начинает уставать. Она начала уставать довольно быстро. Как говорят социологи, эмоционального подъема хватило на три месяца, – делится своими наблюдениями Шульман на ютуб-канале Bild.

И потом, как отметила политолог, процент людей, который называет происходящее в Украине в числе важных событий, произошедших за последний месяц, стал падать с 75% в марте до 38% в июле.

– И это последние данные, которые у нас есть, – говорит Шульман, объясняя также тот факт, что это самоутомление сказалось на снижении аудитории главных федеральных каналов, которые с конца февраля перестроили свою сетку вещания, отказавшись от многих развлекательных проектов в пользу многочасовых обсуждений войны.

– Правда, – отмечает Шульман, – не то, что это можно назвать обсуждениями, но, скажем так, каких-то камланий на «специально-военную» тему. Так вот безнравственную российскую публику это все, видите ли, утомляет. Не всю, но ее значительную часть.

Учитывая усталость россиян от войны, политолог рассуждает о том, что могло бы стать точкой успеха армии РФ, которую бы можно было предъявить гражданам.

– Такой точкой могла бы быть организация референдума на том, что называется с российской стороны «освобожденными» или «новыми территориями». То есть, референдумы или о независимости, или о присоединении к РФ, или какая-то комбинация этих вариантов.

В информационном пространстве распространялось много фантазий и предположений о том, что может быть создана какая-нибудь Таврическая губерния, или все эти фрагменты могут быть слиты в единый субъект федерации, или присоединены как-то по частям.

Шульман напоминает, что предположительно эти референдумы могли пройти 11 сентября в единый день голосования в РФ, но за прошедшие три недели никакого приближения к организации этих мероприятий не видно.

– И, хотя территориальных подвижек ни в одну, ни в другую сторону не состоялось, но, как минимум, развернутая диверсионная деятельность заставляет опасаться, что будет возможным провести этот самый референдум, который должен проходить в режиме большого общенародного праздника.

Это все должно давать красивую картинку, – говорит Шульман, – как вы понимаете, это совершеннейшая необходимость для нашей политической модели – она только так и функционирует.

Но с этим есть определенные проблемы и сомнения – то взорвут чего-нибудь, то подожгут, то как-то само непонятно загорится. То есть, пошли разговоры о том, что может быть это произойдет попозже – когда-нибудь зимой или поздней осенью. В общем, пока ничего конкретного не видно.

Но на что я бы обратила внимание? Мэр Краснодара ушел в отставку по собственному желанию 18 августа, и 19 августа был назначен российской стороной руководителем Харьковской области. Фактически гипнозом Воланда перенесен в Харьковскую область.

Как объясняет Шульман, то, что, так называемые, кадровые десанты из России перемещаются на оккупированные территории – это совершенно не новость. Более того, по ее словам, российская управленческая элита обязана проходить какую-то ротацию на Донбассе для того, чтобы продемонстрировать свою солидарность с происходящем.

– Но, что с этим назначением не так? Краснодар – большой, богатый, крупный город, центр чрезвычайно процветающего субъекта федерации.

А именно в Харьковской области российские продвижения и завоевания невелики. Это какие-то кусочки, которые удалось там отжать, и это назначение совсем никак нельзя назвать завидным.

Вообще с этими кадровыми десантами не все слава Богу, – отмечает эксперт.

Большим начальникам отказываться трудно, а, например, рядовые специалисты от врачей, учителей до электриков, которым предлагают за ощутимые деньги там поработать, не так, чтобы массово на это соглашаются.

Риски понятны, и места эти назвать мирными и стабильными ни у кого язык не повернется.
И, как видно по опросам, у граждан в голове весьма разное. Разбивка показывает примерно равные лагеря хардкорных сторонников дальнейшего наступления и мира. У нас есть две крайности – они примерно по 25-28%. Те, кто за идти до конца и воевать активнее и те, кто за прекращать и мириться.

Те, кто посередине, это еще две группы тоже сравнимого размера – «вроде как бы оно идет нормально, но как-то затянулось» и «вроде как идет не очень хорошо, но я это поддерживаю».

То есть, главная основная претензия у российского респондента – это затягивание. Время идет, потери множатся, результатов не видно.

Эти вот территориальные приобретения могли бы быть таким вот результатом, но других, тех, что можно подарить российскому избирателю пока не видно.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.1(17)