Кино
Михаил Трофименков, «Коммерсантъ»

«Шпион»

В прокат вышел фильм Пола Фига «Шпион». Режиссер сумел убедить в том, что жанр шпионской пародии вполне себе жив, хотя и выглядит странновато.

Впрочем, "странновато" — не то слово: в огнедышащем эпицентре борьбы ЦРУ с болгарской фифой-торговкой оружием Рейной Бояновой и чеченским террористом Солсой Дудаевым как рыба в воде чувствует себя Андрей Данилко, более известный как Верка Сердючка.

Хладнокровие Данилко тем более восхитительно, что на войне с терроризмом сдают нервы даже у прожженного рэпера 50 Cent, когда с воплем "Он меня хочет!" его заваливает прямо на сцену будапештского казино дылда с лошадиным лицом. Это агент ЦРУ Нэнси (Миранда Харт) импровизирует "диверсию", отвлекая внимание разнообразных киллеров от своих коллег.

Когда же, мягко говоря, альтернативно стройная и альтернативно красивая агент Сюзан Купер (Мелисса Маккарти) вламывается на эстраду в виде Эйфелевой башни, толпа трансвеститов во главе с Сердючкой, отжигающая под "Зибен-зибен-ай-лю-лю", радостно принимает ее в свои объятия. Еще бы, весь "Шпион" исполнен, так сказать, в жанре "ай-лю-лю". Шоу фриков, проще говоря.

Безусловно, предсказуемо то, что заговор против мира во всем мире сорвут две "мисс Безнадеги", в силу обстоятельств угодивших в боевую обстановку. До этого Сюзан и Нэнси тихо плесневели на виртуальной, хотя и вполне кровожадной работе кураторов, "сидящих в ушах" оперативников на задании, предупреждающих их об опасности и вовремя организующих небольшой ракетный удар по превосходящим силам негодяев. У отечественных зрителей они не могут не вызвать ассоциаций с героинями, условно говоря, "Служебного романа", просиживающими юбки на рабочих местах и вздыхающими по недостижимым красавцам мужчинам.

Впрочем, совслужащим они могут только позавидовать. Штаб ЦРУ в Лэнгли пребывает в возмутительно антисанитарном состоянии: в волосы сотрудникам вцепляются летучие мыши, обустроившие гнезда в гнилых перекрытиях, а мыши бескрылые вольготно бегают по их сутулым плечам и давно не целованным бюстам.

Но оригинальная прелесть "Шпиона" в том, что крещение огнем преображает героинь не в том смысле, что золушки тайной войны оборачиваются принцессами: все их лишние подбородки остаются при них и по очередной — да и во веки веков — легенде им предстоит притворяться "пенсионерками по инвалидности". Мир "шпионажа от-кутюр" принимает их как раз потому, что они не преображаются. Они просто доказывают, что являются такими отпетыми фриками, что достойны блестящей карьеры. Поскольку шпионаж — удел фриков и идиотов. Как при этом некоторые из них ухитряются быть еще и двойными агентами, уму непостижимо.

Суперагент Брэди Файн (Джуд Лоу) пуще всего заботится о безукоризненности своего смокинга. Без дистанционного управления из Лэнгли он неспособен даже дверь распахнуть так, чтобы не въехать случайному бедолаге в лоб. Не говоря уже о том, чтобы запомнить, куда заботливая Сюзан положила таблетки от аллергии на пыль,— эта забывчивость уже в прологе ставит мир на грань ядерной катастрофы.

Другая звезда шпионажа — суперагент Рик Форд (Джейсон Стейтем) — только и занимается тем, что кидает пальцы веером да рычит о своих былых подвигах. Как-то раз он сам вывел себя из комы, сам пришил себе оторванную руку, приобрел иммунитет к 179 ядам, которые глотал, внедренный в нелегальную сеть ядоглотателей, а его любимую девушку враги выкинули из одного самолета прямо в турбину другого. При этом решающую схватку он проспит, поскольку, эффектно врываясь в комнату, зацепится плащом за ручку двери и с размаху приложится головой об пол. Их же британский коллега настолько войдет в роль итальянского жеребца, что будет совершенно искренне лапать коллегу, когда ее надо, например, срочно освободить от пут. Короче говоря, какие нынче джеймсы бонды, такие у них и girls. И это, безусловно, внушает надежду на то, что мир будет спасен.