Но после 2020 года, понятно, что ни о каком приезде в Беларусь ни в каком виде и речи быть не может.
Шендерович: «Позвонила дама, представилась Натальей Эйсмонт»
Российский писатель и публицист — о беларуских корнях, Марии Колесниковой и прекрасных беларусах в Варшаве.
А также почему не нужно верить Лукашенко.
— С последними выступлениями в Беларуси произошла комическая история, — вспомнил Виктор Шендерович в Обычном утре. — Я несколько раз после программы «Куклы», посвященной Лукашенко, еще в 1997 году, был какое-то время невъездной в Беларусь, потом снова въездной, а потом был долгий перерыв.
А потом Лукашенко поссорился с Путиным (году в 2017-м) и, я так понял, я пошел на сдачу за газ, и Лукашенко назло Путину меня пустил.
Это было очень смешно, потому что у меня были три концерта в трех городах Беларуси. И внезапно за две недели они были отменены. Я об этом написал в соцсетях, после чего мне на мобильный телефон позвонила какая-то милая дама, представилась Натальей Эйсмонт и спросила, зачем же вы пишете, что отменены концерты, у нас нет цензуры, сказала она, у нас свободная страна.
Я сказал: «Замечательно, жалко, что хозяева залов об этом не знают, которые разом отказали мне в один день. Может быть, им как-то сообщить, что страна свободная, потому что они просто не курсе?».
И она сказала, да, конечно, позвоните им, я думаю, все будет нормально. Через час позвонил мой антрепренер и сказал, что действительно все нормально. Вдруг все узнали, что у них свободная страна, и меня пустили.
Вот так внезапно вам позвонит Наталья Эйсмонт — и тут же все будет свободно.
Писатель рассказал, что Беларусь является его исторической родиной:
— Потому что все мои бабушки и дедушки из Мозыря, Гомеля, Бобруйска, Чаусов.
А сейчас я живу в Варшаве, которая, благодаря Лукашенко, наполнилась совершенно замечательными беларусами, свободными, талантливыми, прекрасными.
Также Шендерович рассказал, как познакомился с Марией Колесниковой, за судьбу которой очень переживает.
— У меня был концерт в Штутгарте, и организатор после концерта позвала на ужин своих друзей. Среди них была флейтистка Маша, которая как раз и говорила, что давайте попробуем в Беларусь вас привезти.
Я ответил, что это вряд ли получится, но давайте попробуем. Вот такие были планы, разговоры — просто милая женщина. И потом я ее увидел (во время протестов 2020 года) и узнал, и, конечно, испытываю совершенно отдельные чувства в связи с ее судьбой. И отдельную человеческую тревогу, — признался писатель.
Он объяснил, почему не стоит верить беларускому правителю.
— Лукашенко — очень хитрое и очень сильное политическое животное, и просто так рта он не открывает. Поэтому прислушиваться к нему надо, просто не надо ему верить, разумеется, но надо пытаться понять, зачем он это говорит.
Надо пытаться, как нас учил Станиславский, понять действия, понять, ни что человек говорит, а что он делает, чего добивается, что он хочет нам внушить, кому это адресовано.
Так, он уже три десятилетия очень успешно играет Западом и Россией, так сказать, в игру — повернись к лесу передом, а ко мне задом. Он, как та избушка, все время вертится, шантажируя Запад тем, что окончательно примкнет к России, но не примыкает окончательно, как мы видим, никогда.
А когда нужен газ или какие-то преференции, то немедленно возвращается разговор о славянском единстве и дружбе, и он шантажирует, в свою очередь, Россию тем, что завтра возьмет и пойдет на Запад. Он даже отпустил политзаключенных, но при этом обязательно снова при любой возможности, когда будет нужно, завинтит гайки.
Поэтому верить ему нельзя, но пытаться понять, что за этим стоит, нужно.
С учетом того, что Лукашенко сделал в Беларуси, сколько он крови пролил там, Гаага была бы в некотором случае для него счастливым вариантом. Это довольно очевидно, — полагает писатель.
Читайте еще
Избранное