Шендерович: «Отпадать будут по мере обнищания нынешние российские окраины, тут не надо быть Вангой»

Российский и израильский писатель Виктор Шендерович — о том, почему у Путина не получается сделать из России Северную Корею.

— Совсем Северную Корею устроить не получается, чтобы просто закрыть по периметру и устроить концлагерь. И не получится, я думаю, потому что для этого нужен единый этнос, единородное население. В России сегодняшней границы будут меняться, — отметил публицист в программе Ход мысли с Виктором Шендеровичем.

Виктор Шендерович

Отвечая на вопрос, как у Сталина получилось без единого этноса закрыть страну, Шендерович пояснил, что тот выехал на сильной преступной идеологии.

— Мой дедушка — троцкист, моя бабушка — коммунистка. Это были люди, вышедшие из бедноты и ослепленные великой идеей равенства людей. Идеей ложной, по практике преступной. Но они в это верили, готовы были положить и свои, и чужие жизни, и клали. И на этом топливе вылетела эта ракета.

Но уже с 40-х годов никакой коммунистической идеологии в реальности не было. В 30-х расстреляли Коминтерн. В 1943 году возвращаются царские погоны, Сталин поднимает тост за великий русский народ — это уже империя. И монархисты-эмигранты полюбляют Сталина, потому что они понимают, что этого черта лысого Ленина нет, идеи коммунистической нет, а есть русская империя, которая победила в войне, которая контролирует территории.

…Конец 80-х годов — отпадают так называемые страны соцлагеря, потом отпадают 15 союзных республик. Отпадают ранее завоеванные территории, разжимается эта лапа.

Дивизии НКВД были у Сталина, была идеология, которая позволяла держать население в ослеплении, а потом в покорности. Дивизии НКВД заканчиваются постепенно в историческом смысле. В 1989 году надо выводить войска из Германии, Польши, Чехословакии, в 1991-м надо — из Прибалтики. Это не работает уже. Сейчас уже страны Балтии в НАТО вместе с Польшей.

Отпадать будут по мере обнищания нынешние российские окраины, тут не надо быть Вангой. Если Россия не изменится, и Москва будет настаивать на татаро-монгольском устройстве. В XXI веке это не пляшет. Надо запереть все по периметру, но на это тоже нужны силы.

Северная Корея держится на том, что нельзя уехать, на том, что все в заложниках, единый этнос, а это уже традиции… Невозможно удержать Ингушетию, Бурятию, Татарстан. Разные этносы, разные религии, разная скорость исторического развития.