— Россия должна пройти девизантивизацию. Эта византийская матрица — главная трагедия России, — подчеркнул Виктор Шендерович на канале Алексея Гончаренко. — Это ощущение враждебности миру, отдельной этики, своего отдельного Христа, правильного, в отличие от неправильного, с которым живет весь мир.
Своего отдельного права на это мессианское чувство о том, что за нами есть какая-то правда, и мы имеем право наказывать всех, кто не придерживается этой нашей правды. Что есть какая-то отдельная русская нравственность, которая выше общей.
Это началось с Византии, когда убийц начали помазывать. Церковь, срощенная с государством, оправдывающая убийства во имя империи, — это Византия. Потом это воспроизвелось уже во времена Ивана Грозного, которому церковь тоже разрешила убийство во имя России. То есть интересы России выше интересов всего остального мира. Все сдохнут, а мы — в рай.
«В чем сила, брат?» — звучит в самом чудовищном фильме русских 90-х, который воспитал это поколение. У героя Сергея Бодрова есть какая-то правда, которая позволяет ему убивать людей и быть хорошим человеком. Вот это ощущение правды, которое позволяет убивать, — византийская имперская матрица, и она очень сильна в России.
Писатель напоминает, как через разные исторические периоды эта матрица проявлялась снова и снова.
— Сначала Иван Грозный в XVI веке переломал хребет всему прогрессивному, что тогда было. Выяснилось, что есть государство, ради которого можно заморить голодом своих и уничтожить чужих. Ливонская война — ближайшая аналогия к тому, что ждет Россию. Сначала просто полное разорение и нищета на фоне бесправия, потом смута.
Эта матрица воспроизводится раз за разом. Если у России и есть историческое будущее, то оно, конечно, должно начаться с работы над очень старыми историческими ошибками.
Наша ошибка и в несостоявшейся декоммунизации. Мы даже не понимали, до какой степени важно провести эту работу над ошибками.
Казалось, что коммунисты в прошлом — и зачем мы будем сводить счеты, давайте вперед. Но нельзя пойти в 9-й класс, если ты не прошел 2-й и 3-й.
Коммунистический преступный российский XX век очень дорого стоил всему миру и Украине. Но, рискну сказать, что еще дороже он обошелся самой России, потому что именно у России снова переломали хребет. Это слова русского писателя Виктора Астафьева. Этот хребет сломали раскулачиванием, борьбой с крестьянством, войной, в которую людей просто бросали, как хворост, просто сожгли нацию.
И России предстоит отрефлексировать не только свой XX век, но и Ивана Грозного. Не разобравшись с ним, невозможно критиковать Сталина. Если он великий царь, тогда и Сталин хорош. Здесь нужно работать с менталитетом, и это очень тяжелая работа, — полагает Шендерович.
Он также приводит пример империи, которая смогла сделать работу над историческими ошибками и спасти свою цивилизацию:
— Гибель имперской России в интересах и Украины, и самой России, потому что империя сжирает остатки русской цивилизации. Но империи рушатся, а цивилизации могут сохраниться.
Когда-то была и Британская империя, еще совсем недавно кровавейшая. А сегодня мы видим, как англичане блестяще решили этот вопрос. Они оставили империю как декорацию: Букингемский дворец, королева, швейцарцы. Это современная страна, развивающаяся в сторону модернизации в прекрасных декорациях прошлой империи. А в России, к сожалению, это не декорация, а суть.
Свой урок истории писатель оканчивает поучительным эпилогом.
— Украина платит чудовищную цену, но, с точки зрения исторического сюжета, поразительно, что именно на Украине должна обломаться российская империя. А она обречена, это уже ясно. Именно на Украине она сломает себе не ноги, а уже голову и окончательно.
Из наших учебников уже убрали Киевскую Русь. Получается, что была какая-то сразу Русь, может, скандинавская, а Киев вообще ни при чем. Но вырвать страницу из учебника очень легко.
А факт остается фактом. Российская империя может существовать без стран Балтии, без Средней Азии, без Кавказа, но не без Украины. И в этом смысле нервная реакция Путина очень понятна. Русской империи без Украины быть не может! Поэтому любые ресурсы готовы бросить на то, чтобы цепляться за эту фантомную боль.
Они сейчас хотят оккупированные территории назвать Украиной и присоединить. Но это же детский сад! Давайте переименуем и сделаем вид, что это то же самое: мне не удалось взять Кремль, я построю его себе в песочнице, завоюю и скажу, что я взял Кремль. Это ментальная инвалидность.
Совершенно очевидно, что Украина станет частью Европы. Путин хотел завоевать Украину, но открыл ей двери в Европу. Вообще Путин — лузер, потому что он добивается исключительно противоположных целей тому, что он декларирует.
В какой-то момент война перейдет в политическую плоскость, и, безусловно, Украина и западный мир, который за ней стоит, будут доминировать над деградирующей российской государственностью. И в какой-то период несовместимая с жизнью империя должна будет либо погибнуть, либо меняться. Третьего не дано, победить она точно не может. Это уже ясно, — подытожил Виктор Шендерович.