Кино
Максим ЖБАНКОВ

«Сенсация»//Последнее дело Вуди

Вуди Аллен — саркастичный интеллектуал-меланхолик с Манхэттена, любитель поболтать о умном в дешевых кафешках и поиграть на кларнете в джазовых клубах — сменил ориентацию. Нет, о том, что он предпочитает малолеток, мы узнали гораздо раньше. Просто у «мистера Нью-Йорка» в последние годы бурный роман с Европой. Отныне он делает кино исключительно здесь. Сперва амурные объяснения у венецианских каналов в «Все говорят «Я люблю тебя», после — британский триллер имени Ф.М.Достоевского «Матч Пойнт», а вот теперь — еще один привет с туманного Альбиона, криминальная «Сенсация». 41-й фильм несравненного Вуди.

Собственно говоря, оригинальное «Scoop» точнее перевести как взрывной эксклюзив, ударный материал, который вышел первым именно в данном издании. Как бы «сенсация в личной собственности». Кажется, что все персонажи фильма озабочены лишь одним — как бы помочь американской девице из школьной газеты (Скарлет Йоханнсон) выйти в журналистскую элиту, сделав сенсационные разоблачения — тот самый scoop.

Но все не так просто. Обычный для Голливуда журналист-расследователь здесь выглядит просто курьезно. Потому что девушка блещет формами, но не блещет умом, носит жуткие брэкеты и огромные круглые очки в стиле Кати Пушкаревой и озабочена преимущественно тем, как бы забраться в постель к очередному предмету своего профессионального интереса. Тем более, что его изображает Хью Джекман — Росомаха из «Людей Икс».

Не менее любопытно смотрятся традиционные для детективного жанра помощники расследователя. Потому что здесь это призрак (привет, «Гамлет»!) первоклассного журналиста и престарелый фокусник-американец. Последнюю роль Вуди приберег для себя. И не случайно.

Аллен — режиссер разговорного жанра. Его лучшие фильмы — игра в слова, коллекции остроумных реприз на самые разные темы — от уха Ван Гога до штопаных носков дядюшки Мордехая. И если в молодые годы мистер Ален примерял на себя тогу житейского философа и поэта быта, то в свои 70 лет он резко снизил претензии. Дамы и господа, перед вами просто циркач, мастер иллюзий. Вот вам голуби из рукава, вот кролик из цилиндра. А вот — история серийного убийцы из благородного семейства. Почти Конан-Дойль. Почти Агата Кристи. Только пересказанные впопыхах и очевидно невсерьез. Английское приключение из дешевой книжки, которую таскает в кармане американский турист.

Но интрига — не главное. Мистер Аллен всегда делал кино про себя и для себя. И при этом дружил с детективным жанром и периодически запускал в свои фильмы то банду мафиози («Бродвейский Денни Роуз»), то гангстера-драматурга («Пули над Бродвеем»), то семейную пару сыщиков-дилетантов («Загадочное убийство на Манхэттене»).

К слову, именно там тринадцать лет назад впервые появился дуэт мямли-резонера и гиперактивной дамы. Только роль мисс Йохансон тогда выполняла Дайан Китон. А Вуди с тех пор прибавил в сарказме и потерял в скорости ходьбы — увы, года, года...

Да, все в этом фильме вторично, криминальный сюжет — лишь вешалка для фирменных алленовских шуточек («Я был воспитан в иудаизме, но потом перешел в нарциссизм»), актерам играть особенно нечего, картинка уровня приличного телесериала — не более (не случайно к «Сенсации» приложили руку BBC Films). Маленькое кино.

Но Аллен всегда делал маленькие фильмы. А здесь — особенно в сравнении с провальными «Мелкими мошенниками» и «Голливудским финалом» — он демонстрирует хорошую профессиональную форму. Но только как режиссер. Поскольку в качестве актера он ныне вызывает скорее жалость, чем интерес. Странно думать, что мистер Аллен этого не понимает. И, возможно, именно поэтому то выводит себя на экран в роли ослепшего режиссера (как в «Финале»), то — впервые после пародийной «Любви и смерти» (1975) — убивает своего героя в конце «Сенсации», зарезервировав для себя тихое счастье: показывать карточные фокусы пассажирам барки Смерти, пока юное поколение выходит на поклоны.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)