Политика
Елена Якжик, фото из архива автора и www.brsm.by

Секретарь БРСМ: «В наших планах — получать европейское финансирование»

К 2010 году Белорусский республиканский союз молодежи должен выйти на самоокупаемость. Такую задачу перед организацией поставил Александр Лукашенко. «Салідарнасць» выясняла, как будет жить БРСМ, оставшись без госфинансирования.

Отдельная статья расходов

В далеком 2002-м Александр Лукашенко заявил, что принцип финансирования БРСМ будет изменен, и в течение трех лет организация должна будет перейти на самоокупаемость. Но в 2005 году руководитель страны не отказал союзу в очередных дотациях, а лишь смиренно попросил: «Не смотрите на меня, как на какой-то сундук с деньгами…»

В очередной раз сей пикантный вопрос всплыл в октябре 2006-го, на встрече Лукашенко с лидерами крупнейших молодежных общественных объединений. Тогда же глава государства установил для БРСМ новый ориентир: организация должна стать самоокупаемой к 2010 году.

На сайте БРСМ можно найти структуру организации, планы и даты творческих мероприятий. Но ее бюджет не афишируется. Легко понять почему.

В октябре 2006 года первый секретарь минского горкома Белорусского республиканского союза молодежи Сергей Чигряй раскрыл любопытную информацию касательно членских взносов: «В среднем районные комитеты БРСМ собирают около 1,0-1,5 млн. рублей, которых хватает только на то, чтобы приобрести цветы ветеранам и грамоты детям». Все остальные статьи расходов БРСМ, включая зарплату функционеров, покрываются из госбюджета, то есть за счет налогоплательщиков.

Но, может быть, с тех пор ситуация изменилась к лучшему?

Отдельное здание на улице Карла Маркса

За ответом на этот вопрос корреспондент «Салідарнасці» отправилась на встречу с секретарем ЦК БРСМ Максимом Бордом.

Здание головного офиса располагается по соседству с президентской резиденцией на улице Карла Маркса. Войти туда без специального пропуска, который выписывает женщина пенсионного возраста со значком «БРСМ» на груди, нельзя.

— Тоже член молодежной организации? — интересуюсь у нее.

— Конечно, — смеясь, отвечает она. Но потом уточняет, что это шутка.

Короткое путешествие на третий этаж запоминается множеством стендов с фотографиями. На снимках, в основном, молодые люди, рядом с которыми часто можно увидеть Александра Лукашенко и других должностных лиц. В том числе, старшего сына президента — Виктора.

Максим Наумович встречает приветливо. О том, что подготовился к моему визиту, говорит, держа в руках стопку распечаток из интернета. Верхняя из них — статья «Салідарнасці» под названием «Ра100чительная власть». Сразу бросилось в глаза, что абзац, касающийся работы БРСМ, выделен фломастером.

Собеседник сразу оговаривает, что финансовое направление в БРСМ — не его иерархия. Он курирует проекты и мероприятия. Мне остается лишь подстроиться.

— Каковы все-таки источники дохода БРСМ, не считая средств из государственного бюджета?

— Могу ответить на этот вопрос, лишь касаясь своей сферы деятельности — мероприятий. Сегодня мы сотрудничаем с Советом Европы, Европейским молодежным форумом (ЕМФ), с российскими организациями, которые являются членами этого форума. В этой связи планируем подавать в ЕМФ ряд проектов, чтобы получить европейское финансирование.

Это разные проекты. Например, о проведении в Беларуси молодежных конференций; экологические — «Молодежь — за чистоту городов и сёл», волонтерские… То есть это те гранты, которые мы намерены привлекать для осуществления конкретных дел.

Еще один блок — это студенческие отряды. В них мы даем возможность молодым людям зарабатывать.

— Какова сейчас численность организации? Какие регионы являются лидерами и почему?

— В БРСМ состоит более 490 тысяч человек. Говорить, какие регионы лидируют, на мой взгляд, не совсем корректно. У нас нет гонки. Наоборот, мы всегда говорили, что предпочитаем качественную численность: чтобы любой член организации мог себя проявить и реализовать.

— Что дает молодому человеку членство в вашей организации?

— Вообще, активный человек всегда добьется того, чего хочет. И мы ему в этом помогаем. А направления очень разные. Это волонтерская деятельность. Это работа в студенческих отрядах, в том числе и за рубежом (преимущественно, в России, а также в Польше).

Нет проблем, если человек хочет больше узнать о предвыборной кампании. Мы выдвигаем своих людей на избирательные участки, к примеру, в качестве наблюдателей или членов участковых комиссий.

Для людей, увлекающихся журналистикой, работает клуб «молодого журналиста». Мы содействуем в аккредитации на различные мероприятия, даем возможность публиковаться в СМИ, учредителями которых являемся.

Помогаем талантам, которым интересна эстрадная деятельность. У нас даже имеется своя студия звукозаписи. Если кому-то интересно, предлагаем участие в спортивных мероприятиях, акциях, посвященных годовщине Великой отечественной войны… И это только часть преимуществ для членов нашей организации.

— Я знаю, что еще и льготы членам БРСМ предоставляются…

— Сегодня прямых льгот для членов БРСМ не существует. Скидок на товар или услуги — такого, безусловно, в организации нет… Так что говорить, что молодой человек, вступая в организацию, имеет подобное преимущество над кем-то, нельзя.

— А как давно отменили эти льготы?

— Их никогда не было.

— Слышала, что в парикмахерских и кинотеатрах бывают такие скидки. Сама видела в одном кафе. То есть, эта чья-то самодеятельность?

— Я отвечу, исходя из вашего примера. Навскидку. Например, есть 26-летний молодой человек, активный член БРСМ, предприниматель, владеющий парикмахерской. У него там сильная первичная организация, которая принимает участие в различных мероприятиях и проектах. Они принимают решение, что членам организации, в том числе и для популяризации своего объекта, можно предоставить какую-то скидку или одну из услуг бесплатно. Такой вариант я допускаю.

 — А сколько в БРСМ состоит предпринимателей?

— Мы такую статистику не ведем. Есть ребята, которые в бизнесе, есть — которые не в бизнесе. В наших рядах трудящаяся молодежь, которая «горит» тем, как мы работаем.

Отдельная строка в госбюджете

Позже, в течение нескольких недель, корреспондент «Салідарнасці» пыталась все-таки выяснить в БРСМ о планах по самофинансированию организации. Однако представитель пресс-службы от ответа на этот вопрос уклонился, порекомендовав нам обратиться к первому секретарю организации Юрию Криводубскому. Правда, в течение двух недель по прямому городскому номеру я ему так и не дозвонилась. В приемной сообщали, что он занят на мероприятиях или на выезде. 

Пришлось заняться изучением государственных бюджетов за последние годы. Примечательно, что БРСМ там идёт отдельной строкой. И из денежных средств, выделенных на молодежную политику в стране, примерно две трети поступает на счет именно этой организации.

Итак,

2005 год — 5,26 млрд. рублей (суммы округлены. — Е.Я.);
2006 год — 7,74 млрд. рублей;
2007 год — 10,15 млрд. рублей;
2008 год — 13,12 млрд. рублей;
2009 год — 17,54 млрд. рублей.

И это только из республиканской казны. Стоит помнить, что поддержка союзу оказывается еще и из бюджетов, которыми распоряжаются местные органы власти.

Информация о том, на что конкретно тратятся эти деньги, похоже, относится к разряду «маленьких секретов» организации. Однако можно с уверенностью сказать: выход на самофинансирование БРСМ в обозримом будущем не грозит. Напротив, год от года власть все более щедро финансирует молодежный пропрезидентский союз.

Кстати: было бы забавно, если бы власти поставили эксперимент «на верность идее», закрутив финансовый «краник» 31 декабря 2009 года. Неужели Александру Лукашенко самому не интересно, сколько просуществует БРСМ, оставшись без щедрых дотаций из казны?