Скандалы
Вячеслав Карасев

Сдвижков получил некарикатурный срок (дополнено)

В Минском городском суде оглашен приговор по уголовному делу бывшего заместителя главного редактора газеты «Згода» Александра Сдвижкова. За публикацию карикатур на исламского пророка Мухаммеда он получил три года колонии усиленного режима. Журналист заявил о намерении обжаловать вердикт в Верховном суде. Юристы считают, что приговор чрезвычайно суров.

Уголовное дело было возбуждено в феврале 2006 года по части 1 статьи 130 УК («Умышленные действия, направленные на возбуждение расовой, национальной, религиозной вражды или розни, на унижение национальной чести и достоинства»), которая предусматривает наказание в виде штрафа, или ареста на срок до шести месяцев, или ограничения свободы на срок до пяти лет, или лишения свободы на тот же срок.

В номере газеты «Згода» за 18-26 февраля 2006 года была опубликована статья «Политический креатив», иллюстрированная карикатурами, в том числе с изображением пророка Мухаммеда. При этом карикатуры на исламского пророка были перепечатаны из датской газеты «Jullands Posten». Белорусский КГБ возбудил уголовное дело по результатам проверки, проведенной республиканской прокуратурой и своей собственной. Проверка, в свою очередь, была проведена на основании обращения в правоохранительные органы мусульманских общин страны и Комитета по делам религий и национальностей.

В середине марта 2006 года решением Верховного суда газета «Згода» была ликвидирована. Изданием руководил Алексей Король — один из активистов Белорусской социал-демократической партии (Громада).

«Да, я сам, без согласования с редактором Королем, организовал и разместил этот материал, — заявлял в феврале 2006 года Сдвижков. — Однако, с моей точки зрения, я опубликовал карикатуру не на пророка Мухаммеда, а на исламских террористов. Цель этой публикации — показать корни исламского терроризма, которые просочились и в Беларусь. Я абсолютно уверен, что весь этот «карикатурный скандал» спровоцирован исламским терроризмом».

Тогда же министр информации Владимир Русакевич заявил, что не собирается «либеральничать» с газетой «Згода». «Мудростью издатель и редактор этого издания никогда не отличались. Поэтому они поступили так, как поступили, и заслуживают осуждения в обществе. Я, как гражданин Республики Беларусь, не могу равнодушно к этому относиться», — сказал Русакевич.

О деле высказался и Александр Лукашенко, отвечая в марте 2006 года на вопросы делегатов Всебелорусского народного собрания. «Я так понимаю, что речь идет о газете этого отморозка, где были напечатаны карикатуры, — заявил белорусский руководитель («Згода» была партийной газетой БСДП (Грамада), лидером которой является Александр Козулин, на тот момент кандидат в президенты). — Послезавтра надо ехать в Европу, отчитываться, что сделал. Поэтому он в этом своем боевом листке и напечатал эти карикатуры. Уголовное дело возбуждено и, если будут для этого основания, все будут сидеть в тюрьме. Потому что это провокация против государства».

А глава управления (муфтий) Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь Абу-Бекир Шабанович назвал публикацию карикатур «делом очень черным».

Более полутора лет о деле ничего не было слышно. Ему был вновь дан ход после задержания Сдвижкова на могиле отца в ноябре прошлого года. До этого журналист жил то в Москве, то в Киеве, но решил поклониться предкам и навестить родину. Которая его уже не отпустила, отправив в СИЗО КГБ.

Уже в суде прозвучала информация, что дело переквалифицировано и Сдвижкова будут судить по гораздо более суровой второй части статьи 130 («Те же действия, соединенные с насилием либо совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий»), а это уже от трех до десяти лет лишения свободы. Получается, что Сдвижков еще должен сказать спасибо, что осудили по минимуму.

Кстати, вскоре после начала процесс был объявлен закрытым по ходатайству прокурора. Мол, Сдвижков своими выступлениями вновь может оскорбить чувства верующих.

В качестве свидетеля на суд был вызван председатель Духовного управления мусульман в Республике Беларусь Исмаил Воронович. Последний в интервью пресс-службе «Белорусской ассоциации журналистов» накануне процесса заявил, что не будет требовать сурового наказания для подсудимого. «Я хотел, чтобы больше таких едких карикатур не публиковали — чтобы вызвали главного редактора или ответственного за публикацию этих рисунков человека и сделали ему какой-то выговор. Мое требование было ограничено только этим… Я думал, что это дело уже закрыто и газета работает», — сказал Воронович.

Приговор в отношении бывшего редактора газеты «Згода» чрезвычайно суров, считает заместитель председателя общественного объединения «Белорусская ассоциация журналистов», юрист Андрей Бастунец.

«Наказание в отношении Сдвижкова мне кажется абсолютно неадекватным тем действиям, которые были им совершены», — сказал он в интервью ”БелаПАН”.

«Как юрист, комментировать этот приговор я вообще не желаю, — сказал юрист Юрий Топорашев. — Я не понимаю этой суровости, которой нигде в мире нет. Даже в Дании никто не понес никакого наказания. В Европе это первый — и пока единственный — случай… Тем более, со дня публикации прошло почти два года, и никакой религиозной розни не было. Все уже забыли об этом вопросе. И фактически сейчас судебная власть всем об этом напоминает».

«Приговор слишком суров и не соответствует ошибке Сдвижкова с публикацией этих карикатур. Тем более что они были взяты из третьего источника, и даже белорусское законодательство говорит о том, что за перепечатку чужих материалов издание не должно нести ответственность. Поэтому через два года после факта события приговор в три года усиленного режима — это удручающий приговор, который не соответствует даже моральным последствиям и моральной цене публикации этой ошибки», — заявил Алексей Король, бывший главный редактор газеты «Згода», а сейчас редактор газеты «Новы час». Он намерен обратиться к духовным лидерам белорусских мусульман, чтобы те помогли осужденному избежать тюрьмы.

Исмаил Воронович на эту инициативу отреагировал сдержанно. «Надо оценить обстановку, как это отразится на нас, — сказал он в интервью «Еврорадио». — Мы же меньшинство, нас же, мусульман Беларуси, очень мало. Поэтому мы очень должны быть осторожны».

«Я был свидетелем на этом процессе и давал показания. Я старался смягчить его участь. Сдвижков благодарил меня — насколько мог, конечно… Когда я его увидел за решеткой, то мне его жалко стало. Такой худенький, небольшой… Вот, честное слово, человеческая жалость у меня возникла… Если бы в моих силах, я его освободил, но это не в моих силах», — сказал председатель Духовного управления мусульман.

Приговор Сдвижкову Воронович считает суровым. «Я просил, чтобы решение суда было более мягким. Тем более что он не призывал ни к каким преступлениям. Это была своего рода информация о том, что было опубликовано в датских газетах. Вот так я ставил вопрос. И я считаю, что в нашем обществе никаких эксцессов, никакого резонанса и не могло быть», — сказал Воронович.

При этом он дал понять, что его примиренческая позиция могла кому-то не понравиться: «Может быть, я немножко осложнил обстановку с органами власти, которое ведут это дело… Может быть, государственные органы предполагали, что мои слова будут иными, не в таком направлении. Я вразрез, может быть, пошел…»

Воронович, по его словам, предупреждал единоверцев, чтобы они не реагировали на публикацию в «Згодзе»: «Если она случайно попадет вам, чтоб никакой реакции не было. Это только информация о том, что было напечатано в других журналах и газетах Европы. Вот так это было преподнесено. Поэтому никаких возмущений со стороны наших общин не было».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)