Кино
Максим ЖБАНКОВ

«Сдохни, Джон Таккер!»//Плэйбой-моралист

Где наше школьное кино с непременными очкариками-всезнайками и хулиганами в польских джинсах, седовласыми учителями родной литературы и влюбленными в них юными практикантками, робкими заигрываниями с соседками по парте и финальной победой чести и порядочности над цинизмом и голым расчетом? Да там же, где лозунг «Партия — ум, честь и совесть нашей эпохи» и мороженое по 22 копейки. Советская модель школьного кино с его непременным «воспитательным моментом» умерла, когда киностудии стали учиться зарабатывать деньги. Взамен на экраны пришла школа made in USA — с борьбой за лидерство, туповатыми преподами, легкой наркотой, быстрым сексом и горячими баскетбольными боями. «Сдохни, Джон Таккер!» — очередная экскурсия в эти «джунгли черной доски». И не вздумайте сходить с пешеходной дорожки!

Голливуд раскручивает школьную тему по-крупному — то криминальную драму закрутит («Слон»), то мистический триллер («Сделка с дьяволом»), то вообще почти мюзикл («Держи ритм»). Но все-таки любимый формат здесь — комедия положений с выразительным эротическим акцентом. В этом плане «Джон Таккер…» исправно держит марку.

Признаюсь честно: из всех школьников мне (как зрителю) ближе всего Гарри Поттер. Но время, потраченное на незатейливое кино режиссерши Бетти Томас, никак не считаю безнадежно пропавшим. Потому что фильм достаточно прямолинеен, но никак не глуп.

Его исходная точка — появление в школе новенькой блондиночки Кейт — становится поводом для довольно любопытного психологического опыта. Три обиженных главным местным плэйбоем Джоном Таккером девицы — страстная брюнетка, деловая блондинка и знойная афроамериканка — берутся проучить юношу. А для этого требуется всего ничего — превратить Кейт в супероружие, призванное поразить неверного Джона прямо в сердце.

Задача облегчается тем, что малышка Кейт — существо настолько блеклое и невнятное, что из этого материала можно вылепить что угодно. Чем, собственно, три прочие девицы и занимаются первые полчаса экранного времени.

Смотреть на это крайне забавно, потому что одновременно вспоминаются галантные «Опасные связи», воспитательный ужастик «Франкенштейн» и родной «Служебный роман». Воспитание бомбы замедленного действия идет успешно: девушка растет на глазах, приобретает все замашки расчетливой стервы, во всем следует советам своих «консультантов». Ловелас Джонни, перепробовавший на вкус немало школьных прелестниц, уже клюнул на новую звезду школы. Романтические прогулки, ужин при свечах, ночной вальс на яхте…

Кажется, самое время нанести финальный удар и вдребезги разбить сердце негодяя Таккера. Но беда приходит, откуда не ждали: простушка Кейт, впервые испытав все прелести романтического увлечения, абсолютно не спешит завершить симпатичный «спецпроект». Значит, самое время применить экстренные меры!

Естественно, все закончится к всеобщему удовольствию. Но абсолютно не в традиционном ключе. Злодей не станет ангелом, а Золушка не превратится в принцессу. Но как раз в этом — смысл предложенного зрелища. Мужчина — вечный авантюрист и охотник. И с этим ничего не поделать. Женщина ищет сердечности и доверия. И это тоже не поддается исправлению. В итоге серии боевых операций обе стороны остаются «при своих». Но выходят из этой авантюры, отказываясь более притворяться и манерничать: Джонни перестает лгать своим девицам, а Кейт — изображать из себя крутую штучку, подцепив нормального парня.

Самоуверенный красавчик Джон Таккер просто необходим другим — чтобы дать им шанс научиться жить без заискиваний перед очередным белозубым атлетом. И самому себе — чтобы вовремя получить по носу и не превратиться в наглого тупицу. «Хватит врать себе и другим!» — простой и ясный лозунг. Но когда вы последний раз видели наш или российский фильм с таким посланием?

Типовое американское кино — а «Сдохни, Джон Таккер!» именно таково — замечательно тем, что настойчиво обучает не тупому конформизму, а личной независимости. Пошли всех подальше и слушай свою внутреннюю музыку. Но сперва постарайся, чтобы она начала звучать.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)