Филин

Яна Соколова

Сапелко: За всю историю Беларуси не было ни одного прецедента, когда власти исполнили решение международных правозащитных организаций

Правозащитник — в интервью Филину рассказал о том, какой будет реакция властей на решение структуры ООН, которая призывает правительство Беларуси немедленно освободить адвоката Максима Знака.

Максим Знак. Август-2020

Рабочая группа по произвольным задержаниям ООН признала неправомерным лишение свободы адвоката Максима Знака. Эксперты пришли к выводу: белорусские суды нарушили Всеобщую декларацию прав человека и статью Международного пакта о гражданских и политических правах.

Они заявили, что надлежащим средством правовой защиты является немедленное освобождение Максима Знака и предоставление ему права на компенсацию. Рабочая группа в своем решении призвала правительство Беларуси принять срочные меры для обеспечения немедленного безусловного освобождения Максима Знака, сообщил юрист Дмитрий Лаевский, которого власти лишили лицензии адвоката.

Напомним, Максиму Знаку были предъявлены обвинения:

  • ст. 361 Уголовного кодекса — призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь;
  • ст. 357 Уголовного кодекса — заговор с целью захвата власти неконституционным путем;
  • ст. 361-1 Уголовного кодекса — создание экстремистского формирования или участие в нем.

Суд приговорил его к 10 годам лишения свободы в колонии усиленного режима.

По мнению правозащитника Павла Сапелко, в ближайшее время реакции властей на решение рабочей группы по произвольным задержаниям ООН не будет.

— Белорусские власти не выполняют решений международных экспертных организаций. Их позиция такова, что эти решения не являются обязательными, носят рекомендательный характер. В лучшем случае, госорганы Беларуси сотрудничают: дают ответы на вопросы, высказывают свою позицию — и на этом все.

Когда рабочая группа по произвольным задержаниям ООН вынесла точно такое же решение о немедленном освобождении Алеся Беляцкого, реакцией белорусских властей было прекращение сотрудничества Беларуси и этой группы в том составе, в котором она тогда была.

По словам Павла Сапелко, за всю историю Беларуси не было ни одного прецедента, когда власти исполнили решение Рабочей группы ООН, Комитета по правам человека.

— Одно решение Комитета по правам человека, вынесенное в 2000 году, неформально исполнили. То есть никто не отменил громко то решение, которое было признано нарушающим права человека, а его отменили по другим основаниям, не упоминая решение КПЧ как основание для отмены.

— Получается, к белорусским властям не будут применяться санкции за то, что они не выполнили решение Рабочей группы ООН по произвольным задержаниям в отношении Максима Знака?

— Нет, никаких последствий не будет, к сожалению.

— Какой смысл тогда адвокатам и правозащитникам обращаться в структуры ООН?

— С одной стороны, это лишний повод зафиксировать нарушение прав человека. С другой, решения этих органов являются впоследствии дополнительными доводами в адвокативных усилиях, усиливают позицию политических и общественных сил, которые требуют освобождения тех или иных людей.

Решения КПЧ и рабочей группы по произвольным задержаниям ООН — это экспертная оценка, которая становится дополнительным доводом в последующих действиях.

То есть, когда мы будем оценивать в дальнейшем приговор в отношении Максима Знака, обязательно будем упоминать это решение рабочей группы по произвольным задержаниям для того, чтобы не повторять весь длинный перечень нарушений или доводов в пользу того, что приговор должен быть отменен.

— Могут ли судьи, которые выносили приговоры по политически мотивированным делам, после решений структур ООН попасть в «черные списки» ЕС и США?

— Это может быть одним из оснований для применения персональных санкций.