«Сам факт визита Лукашенко в Турцию — это троллинг Кремля»
Об интересах главы государства на саммите Организации исламского сотрудничества и возможных последствиях визита «Салідарнасці» в экспресс-комментарии рассказал политический обозреватель Александр Класковский.
14 апреля Александр Лукашенко отправился в Турцию для участия в саммите Организации исламского сотрудничества. Чем важен этот визит для главы государства, какой может быть реакция России и Армении, находящихся в напряженный отношениях с Анкарой, а также Израиля, раскритикованного на предыдущем саммите?
— Для Лукашенко не столь важно именно в этой конференции какая-то конкретная вывеска — важна возможность лишний раз засветиться в обличии миротворца, — считает собеседник. — Потому что белорусский официальный лидер уже вошел во вкус в обличии этого амплуа, сняв хорошие жирные сливки с миротворчества в украинском вопросе. Но теперь пришло время этот имидж миротворца подновить: тот пласт украинский, условно говоря, уже выработан. И поэтому можно заметить, что официальный Минск даже довольно назойливо раз за разом предлагает свои услуги, как только вспыхивает очередной международный конфликт.
Можно вспомнить, что белорусская дипломатия таким образом предлагала свои миротворческие услуги, когда заварилась каша между Россией и Турцией после сбитого российского военного самолета. Совсем недавно в Карабахе произошло резкое обострение. И Александр Лукашенко сразу же позвонил и армянскому, и азербайджанскому президентам. Из уст официального минского представителя звучала та же нотка, то же предложение предоставить миротворческую площадку.
Я думаю, что и с трибуны саммита в Турции Лукашенко будет вещать какие-то общие декларации о том, что мир лучше войны, что Беларусь — миролюбивая держава, что мы всегда готовы дать «стол», круглый или квадратный, как любит выражаться Лукашенко, для переговоров.
Вряд ли это будет иметь какой-то практический эффект. И, на мой взгляд, Лукашенко это также прекрасно понимает. Главное для него — засветиться.
По словам эксперта, скорее это будет благодатный материал для белорусских телеканалов:
— Показать на фоне экономических неурядиц, с которыми не может разобраться белорусское руководство, что наш лидер в поте лица трудится над тем, чтобы над Беларусью было мирное небо. Сейчас такой перевод фокуса и происходит, он в тренде официальной пропаганды.
Кулуарные интересы
— Есть и какие-то конкретные соображения экономического плана: в кулуарах с турками побеседовать по поводу торговых отношений, инвестиций. Потому что турецкий бизнес достаточно охотно идет в Беларусь, несмотря на специфический инвестиционный климат. И хоть здесь также каких-то чудес ждать не приходится, белорусское руководство вынуждено даже лично кулуарными методами поддержать падающий экспорт.
«Москва поморщится, но ничего не скажет»
— Понято, что уже сам факт визита Лукашенко в Турцию — это, де-факто, троллинг Кремля. Известно, что в последние месяцы был высокий градус антитурецкой пропаганды, — продолжает Александр Класковский. — Это тоже для Москвы своеобразный перевод стрелок, они таким образом нашли нового врага.
Но, кроме всего прочего, белорусский официальный лидер снова получит дополнительные баллы на этот раз в глазах Запада, с которым он сейчас хочет улучшить отношения. Он показывает: видите, я не марионетка Кремля, я самостоятельный игрок, и без оглядки на Путина лечу туда, куда мне нужно. Так что это также важный пиаровский момент.
В Кремле, конечно, поморщатся, но ничего не скажут. Лукашенко уже принимал Алиева, ближайшего союзника Анкары, и в том же украинском вопросе сильно дистанцировался от Москвы.
Лукашенко уже понял, что Россия сама стонет под санкциями и думает над тем, как без потери лица замириться с западниками. А поэтому не станет ссориться из-за этого с последним союзником.
Армения также стерпит
— Лукашенко, возможно, могла и задеть та выволочка, которую устроили нашему послу в армянском МИДе. Потому что им не понравилось первое заявление белорусской дипломатии по поводу карабахского кризиса.
Но понятно, что в целом Минск старается балансировать на Кавказе. Де-факто, отношения с Баку более тесные, потому что Азербайджан более богатая страна. В свое время Алиев давал Минску деньги взаймы, в свою очередь Беларусь продала туда много советского оружия.
Поэтому у Армении есть какие-то основания для определенной политической ревности. Но формально тут не подкопаешься. Потому что, в конце концов, конфликт в Карабахе не является сферой ответственности ОДКБ, поскольку официально Армения в этом конфликте не участвует. Поэтому заявления о том, что Минск какие-то обязательства в рамках этой организации не выполняет, также не вполне обоснованы.
Так что и тут, видимо, расчет на то, что Еревану невыгодно ругаться с Беларусью, которая в ЕАЭС имеет гораздо более весомые позиции.
Есть ли отдача от дипломатической эквилибристики?
— Вряд ли такой визит вызывает восторг у израильского руководства. Однако ОИС не является террористической организацией. Минск всегда может сказать — у нас многовекторная политика.
И действительно, на фоне того, что в целом белорусское руководство выглядит абсолютно бездарным в плане экономики, белорусская дипломатия показывает чудеса эквилибристики. Мы видим, что на самом деле жизнь заставляет крутиться и теперь этот, казалось бы, достаточно пустой лозунг многовекторности, который долгое время висел, как флаг в безветренную погоду, а теперь затрепетал на ветру и начал наполняться реальным содержанием.
Другое дело, что сами по себе эти чудеса эквилибристики не решают главных проблем, которые стоят перед нашей страной. Да, с Лукашенко сняли ярлык «последнего диктатора Европы», но от этого Беларусь не стала более европейской страной.
Для этого нужны реформы внутри самой Беларуси, а эта эквилибристика на международной арене помогает решать какие-то текущие вопросы, но не магистральных проблем развития страны и ее интеграции в мировое сообщество.
Читайте еще
Избранное