Поэтому родители таких детей не имеют возможности работать и получать средства к существованию, ухаживая за ребенком. Теперь, если ребенок не признан официально инвалидом, то о социальной поддержке не может быть и речи.
Рыжиченко: «Соцподдержка существует только на бумаге»
Почему политике властей Беларуси абсолютно не соответствует название «социальное государство». Экономист — о нововведениях по соцобслуживанию и социальным выплатам.
В Беларуси вводят изменения по социальному обслуживанию и социальным выплатам. Например, вводится лицензирование для негосударственных организаций, оказывающих соцуслуги, изменяются критерии, по которым человек может их получить.
Помимо этого, будут переименованы дома-интернаты, а попасть в них будет сложнее. Также меняется способ выплаты пенсий и социальных выплат — более 70% граждан будут получать пенсию через банки. Это не затронет граждан, которые проживают в сельской местности — у них, а также еще некоторой категории граждан будет выбор получать пенсию через почту или банк.
Экономист Алиса Рыжиченко объяснила, как такие нововведения скажутся на социальной политике и гражданах.
— Еще в 2017 году был принят закон, по которому социальные услуги могли оказывать также физические лица либо некоммерческие организации, — говорит экспертка в интервью Свабода Premium. — У нас это была практически одна организация — Общество Красного Креста, который был подвержен политическому влиянию со стороны режима.
В любом случае социальная поддержка оказывалась не только со стороны госорганов — физические лица и некоммерческие организации также могли оказывать соцподдержку нуждающимся по выполнению государственного заказа.
Сейчас, в связи с лицензированием социальных услуг, это делается практически невозможным. Фактически оказывать соцуслуги смогут только аккредитованные организации. А мы знаем, каким образом у нас получают лицензии, особенно, если это касается социальных услуг.
Экономист также отмечает, что механизмы, которые вводят власти, чтобы определять нуждается ли человек в социальной поддержке, можно трактовать двояко.
— Если у нас вводится социальный показатель о наличии безбарьерной среды: удобства, лифт, горячая вода в собственном жилье, например, у пенсионера, то ему будет отказано в проживании в интернате, которые в последующем будут переименованы в пансионаты. И будет предоставлена, скорее всего, адресная социальная помощь.
То есть людей не будут забирать в специальные учреждения, где им могут оказать максимальную социальную помощь и поддержку, и будут пытаться оставлять их жить у себя дома, и, возможно, будут двояко трактовать критерии, по которым будет назначаться или нет помощь.
В законопроекте пишется, что при назначении соцподдержки будут исследовать окружение гражданина, который обратился за помощью. Получается, если придут к выводу, что есть люди, которые могут помогать пенсионеру, то он может получить отказ в поддержке.
Помимо этого, замечает Алиса Рыжиченко, к серьезным последствиям приведут изменения, внесенные по поводу безработицы и наличии детей с психофизическими отклонениями.
— Дело в том, что не все дети с психофизическими отклонениями признаны инвалидами. Их родители часто вынуждены оставаться дома, не имея возможности выйти на работу на полный день, при этом частичная занятость в Беларуси в нынешних условиях работает плохо.
Также экономист разбирает нововведение о пенсионных и социальных выплатах. Теперь большинство граждан будут получать их через банки, у некоторых категорий остается право выбора — получать выплаты через банк или почту:
— В действительности это может создать неудобства для пенсионеров, которые живут в регионах — не везде есть отделения банков, не все пенсионеры в состоянии открыть себе банковские счета.
Здесь вопрос сокращения бюджета в общей массе — в следующем году предусмотрен огромный дефицит бюджета, почти пять миллиардов беларусских рублей. Перекрывать этот дефицит нечем, поэтому все, что мы видим сейчас: сокращение социальной поддержки, выплат или создание неудобств, чтобы их производить — все это относится к сокращению государственных расходов, потому что отделения почты не всегда справляется с потоком операций, который им необходимо выполнять.
Как в последние годы осуществляется социальная поддержка беларусов, можно также посмотреть на цифрах. В номинальном значении расходы на социальную политику растут — в 2021 году они составляли 2 млрд рублей, к 2024 — 2,6 млрд рублей. Однако, отмечает экономист, здесь не учитывается инфляция, которая была на протяжении этих лет.
— Интересна также статистика в другом — на что уходят эти расходы. Если в 2021 году два миллиарда рублей шли где-то на 72 дома-интерната, в котором содержалось 18 тысяч человек, то в 2023 году 2,6 миллиарда уходило на 83 дома интерната, в котором содержалось чуть менее 17 тысячи человек.
То есть количество людей, получающих соцподдержку, при том, что расходы бюджета на нее растут, сокращается.
Здесь также интересно сравнить, как растут расходы на социальную поддержку, а как — на общегосударственную деятельность. Так, на социальную политику расходы на 2024 составляют +6% по отношению к 2023 году, а вот на содержание госаппарата прирост 24%, на национальную оборону — плюс 28%, силовиков — плюс 15%.
Поэтому, заключает Алиса Рыжиченко, беларусской политике абсолютно не соответствует название «социальное государство»:
— К сожалению, социальная поддержка существует только на бумаге и добиться ее сложно. Если и добиваешься, она настолько мизерная, что не хватает на первичные потребности.
И это касается не только поддержки пенсионеров, сирот, но и медицинского обслуживания, которое называют бесплатным в Беларуси, при этом специфические медицинские услуги беларусы не могут получить бесплатно, особенное если речь идет о регионах.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное