Комментарии
Евгений Бабушкин, snob.ru

Русский бунт, комический и безнадежный

Не было в Бирюлеве никакого бунта, погрома, народного схода. Скорее это было похоже на рок-концерт в сельском клуб.

Путин — он еще живой, или это его восковой двойник? Дума — заседает ли, или там сплошь андроиды? Публичная политика в России сомнительна, ирреальна, двусмысленна, как подпоручик Киже и нос майора Ковалева. Никто не понимает принятых решений. Никто не знает, как они принимаются.

Зато ярко-оранжевый мандарин со взятой штурмом овощебазы — это настоящее. Вой полицейских сирен — реальность. Запинать автомат с газировкой — поступок почти политический. Разбить бутылку колы об омоновский шлем — что может быть увлекательней? Достань гранату — будет праздник.

Больше всего это напоминало рок-концерт в сельском клубе: бодрые, веселые и злые люди в трениках прыгали, бегали и орали, как никогда раньше. Вы бывали в Бирюлеве Западном? И не надо. На фоне тамошнего девятиэтажного уныния любая гражданская активность празднична, даже если это активность со знаком минус. Ничего странного, что молодецкая радость бирюлевских националистов проявилась в уничтожении предметов материальной культуры.

Главный урок Бирюлева: автомобили тоже бывают славянской и неславянской внешности. Жертвами беспорядков стали обшарпанные газели и вишневые девятки. Пострадали пенсионеры и работяги — владельцы «хачмобилей» и «ведер с болтами». Работодатели несчастных мигрантов, чиновники ФМС и командиры ОМОНа явно предпочитают другие авто.

Русский бунт, комический и безнадежный. Националисты, которые вдвадцатером не могут повалить маленькую газель с московскими номерами, — что может быть забавней? Расправившись с фургончиком, смеются и прыгают до небес — ну не олухи ли? Не драма народного гнева, а какая-то вампука: героическое разграбление овощебазы, торжественный захват лимонада, смертельная битва с подержанными жигулями.

Так, подхихикивая, можно рассказать о событиях в Бирюлеве. А можно иначе. Можно провозгласить: Бирюлево — водораздел. Важней Манежной, Триумфальной, Болотной. Иностранные корреспонденты с проклятьями отыщут на карте улицу Подольских Курсантов и другие немыслимые топонимы. Будущие историки вычислят дату — 13 октября 2013 года, — когда в черном провале от Садового кольца до МКАДа завелись и проснулись новые политические силы. Если начали бунтовать спальные районы, где вообще никогда ничего не происходит, время бить тревогу.

Итак, две правды: смешная и патетическая. С каждым днем интерпретации будут множиться, пока одна не станет официальной версией. Сейчас вместо нее — детский лепет. «Вообще, на мой взгляд, у преступления нет ни гражданства, ни национальности, ни даже пола», — говорит руководитель ФМС Константин Ромодановский в разгар погрома. Отлично время выбрал. К кому обращены эти шаблонные слова примирения? К тем, кто минувшим вечером бил арбузы и людей? К тем, кто три дня назад убил Егора Щербакова? Нет, Ромодановский отчитывался перед начальством.

Отмазки, отписки, ленивые банальности. Это раздражает, и даже нормальные люди превращаются в националистов. И вот уже на «Снобе» раздаются призывы бить своих, чтоб чужие боялись: «Теперь пострадают и самые полезные иммигранты, которые действительно работают. Пусть скажут спасибо своим землякам». Предыдущей лакмусовой бумажкой стал процесс Pussy Riot — упоминание засунутой во влагалище курицы мгновенно выдавало в собеседнике неадеквата. Бирюлево вновь пробудило в людях худшее. Впрочем, благодаря погрому «Сноб» наконец-то выяснил, какие тролли прокремлевские, а кого содержат непосредственно националисты. Первые просто несли охранительную чушь, а вторые больше рассуждали про дикарей с гор.

Да, были в соцсетях и всплески искреннего, неподкупного народного гнева. Вслушайтесь в эти слова. Некая Наталья (не замужем, отношение к алкоголю отрицательное) пишет: «Черножопые съе..ись на х..й в свою Черножопию вместе с хиджабами, лезгинкой и стрельбой на свадьбах! На х..й идите, мы вас тут не хотим! Давай братва мочи их!!!»

«Будет проведена проверка всех рынков и овощных баз на предмет наличия нелегальных мигрантов», — отвечает Первый канал. В пустоту отвечает.

Потому что главная причина большого бирюлевского погрома — не национальная рознь и не куриные мозги незамужней Натальи. Главная причина — нищая скука окраин. Нет ничего страшней и безнадежней, чем воскресный вечер в гетто, где ты всегда жил, где ты едва жив и где ты будешь жить, так и не сжав в кулаке сочного краденого мандарина.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)