В мире
«Известия»

Россияне бросились скупать соль и сахар

В одном из владимирских торговых центров появилось распоряжение: "Соль отпускать не больше 2 пачек в одни руки". Возбужденные покупатели заодно скупают макароны и спички. Слышны голоса: "Хохлы соли нам не дадут и сахара, за газ будут мстить", "Лучше запастись впрок — все едино подорожает!", "Слышали? Говорят, что соль по 25 рублей будет стоить за пачку!", "Так уж, родная, я за 20 рублей видала!" Это не забытые образы из прошлого — это пример из новейшей истории. Паника захватила сразу несколько российских регионов. Ажиотаж оказался сюрпризом для местных властей. Они пытаются успокоить своих жителей, но тщетно. Между тем никакого дефицита, по мнению всех специалистов, нет. Зато есть вполне конкретные коммерческие интересы.

В результате "соляного бума" со складов владимирских оптовых баз ушла почти месячная норма соли украинского производства. Почему-то белорусскую соль — а она есть в свободной продаже — население покупало в последнюю очередь. "Радиация ведь! А я ее в суп буду сыпать?" — пояснила одна владимирская пенсионерка. Всего за три дня цена пачки соли выросла с 4,5 до 6,5 рубля, а в некоторых местах поднялась до 12-15 рублей. По словам розничных продавцов, цены на сахар и соль свободные и спрос определяет предложение. Но откуда такой спрос?

Способов подогреть ажиотажный спрос на продовольственном рынке и посеять панику среди населения Россия знавала немало. То, что происходит сейчас во Владимире и нескольких других регионах, — один из них: грамотно запущенный слух. В администрации Владимира пытаются эти слухи развенчать: "Оптовые поставки не прекращались, оптовые цены не выросли!" В связи с "соляной лихорадкой" вице-губернатор Владимирской области Владимир Веретенников выступил по местному телевидению: "Соль есть, область солью обеспечена. Зная тщетность попыток, хочу обратиться к жителям: не захламляйте свои не слишком просторные квартиры лишним барахлом в том объеме, который вам скоро не понадобится". Призыв вице-губернатора, как он и предполагал, услышан не был, "соляной бум" продолжается.

А в Нижнем Новгороде спрос на соль и сахар подстегнул продажи уже и спичек. На рынках и в магазинах к середине недели соль с 2,5 рубля подорожала до 18 рублей за пачку, сахар — до 27-30 рублей за килограмм. Жители города, прежде всего завсегдатаи дешевых рынков и социальных магазинов, где в первую очередь и возник ажиотаж, пугают друг друга тотальным дефицитом и уже начали скупать крупы и муку. Народная молва предрекает войну, которая, правда, будет непонятно когда и непонятно с кем.

Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев заявил "Известиям", что ажиотаж спровоцировали некоторые СМИ, сообщившие, что в Воронеже закончились запасы соли, и цена на нее выросла с 4 до 40 рублей: "Это напугало людей, и продажа соли сразу увеличилась почти в 5 раз!"

Валерий Шанцев утверждает: "Экономических обоснований для роста цен на соль нет, что касается сахарного песка, то в январе повысились мировые цены на сахар-сырец. Поскольку Россия производит лишь 30% от потребности, то мы зависим от мирового рынка. В январе цены на сахар выросли до 26 рублей за килограмм. В Нижегородской области ситуация такая же, как и в целом по России. Если оптовики не будут создавать искусственный дефицит, оснований для дальнейшего повышения цен нет". Сами предприниматели, конечно, обвинения в свой адрес о сговоре отрицают.

В Минсельхозе вопрос "Известий" о дефиците соли вызвал недоумение. Нам сразу дали понять, что ведомство к этому никакого отношения не имеет — все это сугубо коммерческие отношения. А вот в авторитетном Институте конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) аналитик Евгений Иванов "Известиям" объяснил, что в том, что граждане сразу нескольких российских регионов принялись скупать соль, виноваты розничные продавцы: торговля воспользовалась небольшими перебоями с поставками, чтобы разжечь настоящую панику среди населения Московской, Владимирской, Курской и нескольких других областей. "Мечта любого спекулянта как бы продать своего товара в 10 раз больше, чем реально требуется покупателю", — поясняет ситуацию Евгений Иванов. По его словам, оптовые цены на соль не повышались, заводы (а их всего 10 на территории СНГ) не закрывались, а рынок давно и надежно поделен между производителями. К тому же ценообразование в этом узком и предсказуемом сегменте зависит в большей степени от транспортных расходов, они составляют 90% от конечной цены каждого килограмма соли.

В первых числах февраля в Тульской области тоже возник повышенный спрос на соль и цены подскочили с 4 до 25 рублей за килограмм. Представители тульской власти выступили по местным телеканалам и заявили, что дефицит вызван злонамеренными слухами и что торговцы, которые наживаются на дефиците, будут оштрафованы за извлечение сверхприбыли. Оптовики призвали не покупать соль упаковками по баснословным ценам, играя на руку спекулянтам, пообещав, что в ближайшую неделю торговля будет восстановлена в полном объеме. Так оно и случилось. Сегодня в Туле соль можно купить по прежним ценам в любом магазине.

А ажиотаж тем временем перекинулся на соседние области: Калужскую, Орловскую, Липецкую, Воронежскую. Так и хочется сказать: "Граждане! Остановитесь. Вы играете на руки некоторым предприимчивым торговцам, которые скупили соль у соседей, чтобы втридорога продать ее у себя".

Комментарий психолога: откуда берутся слухи?

Как пояснил "Известиям" старший научный сотрудник факультета психологии МГУ Константин Сурнов, слухи распространяются подобно инфекционному заболеванию или даже быстрее — потому что мысль и слово передаются быстрее вирусов. Уже давно известны механизмы передачи слухов, скорость их распространения и действенность, а применительно к слухам понятие "психическая зараза" было введено еще академиком Владимиром Бехтеревым. Эффективность слухов обеспечивается отсутствием ответственности распространяющего, который всегда может позволить себе резко усилить полученное сообщение. Сила слухов — в их анонимности и ненаказуемости.

Слухами можно управлять, и спецслужбы развитых государств накопили огромный опыт в этом вопросе, а в последнее время со спецслужбами стали конкурировать пиар-агентства. Нет возможности переспорить кандидата в губернаторы — распусти слух, что он гомосексуалист. Слухи — это демагогия, классика которой: 1) крайняя драматизация ситуации (соли осталось на 3 дня), 2) предложение короткого и простого решения (скупить соль), 3) составление списка врагов (олигархи, иностранцы), 4) призыв к немедленным действиям (протесты, погромы). При "запуске" слухов используются самые базовые понятия — любовь, война, богатство, бедность. Вряд ли начнется паника, если распространится слух об исчезновении джинсов или автомобилей "Ламборджини", а вот пропажа соли...