Комментарии

Роман Чайкин

Россиян может изменить только «жесткая посадка»

У старинного русского мифа, известного всем и каждому, есть второе дно.

На днях Борис Акунин разнес в пух и прах путинскую систему. Однако целый ряд справедливых выводов о коррупции и некомпетентности как константах российского государства, ведущих его к краху, подытоживаются эмоциональной фразой.

Черт бы с ним, с Путиным, но в падающем лифте еще 140 миллионов человек.

Борис Акунин

Из этого логически вытекает, что 140 миллионов являются чуть ли не заложниками, случайно оказавшимися в неудачном месте в неудачное время. Так ли это на самом деле?

Старая песня о главном

Еще в школах нам рассказывали об одном из главных русских мифов: «царь хороший, бояре плохие». Но у него есть продолжение, своего рода второе дно: «царь плохой, бояре плохие, народ хороший». И на этом спотыкаются очень многие.   

Удивительно, как часто российские интеллектуалы лелеют иллюзии, когда речь заходит о народе. Впрочем, чисто по-человечески это очень хорошо понятно: нужно же верить во что-то. В результате народ представляется в образе «невинного ягненка» в лапах правящей клики.

Однако такая картина далека от истины, что мы видим на множестве примеров, включая самый свежий – войну с Украиной. Можно дискутировать, 60 или 80% россиян поддержали агрессию, и насколько активно они это делали. Но неоспоримо то, что сторонников вторжения гораздо больше, чем противников.

Недавно «Салідарнасць» опубликовала шокирующий рассказ о настроениях в Петербурге. Даже многие из тех, кто в первые дни войны осуждал её, теперь оказались в лагере приверженцев «спецоперации». Так это «культурная столица».

Разумеется, российское общество, как и любое другое, не гомогенно. Но, упоминая об этом, не нужно игнорировать доминирующие там настроения, которые примерно таковы: «Лифт едет вверх, к величию и славе». Те, кто так считает, никак не являются жертвами преступного режима, а разделяют с ним ответственность за происходящее. Они не заложники, а соучастники.

От осинки не родятся апельсинки

Если бы нынешняя война была частным случаем российской истории, делать далеко идущие выводы явно не стоило бы. Но вторжение в Украину вписывается в общую многовековую канву.

Те же коррупция и некомпетентность, о которых пишет Акунин, являлись системообразующими чертами России и 50, и 100, и 200 лет назад. То есть речь идет о дефективной системе, а не о случайном сбое.

Путин ответственен за то, что происходит прямо сейчас, но не он заложил фундамент этого государственного устройства. Нынешний президент стал лишь очередной производной «русского мира». Как, собственно, и предшествовавшие ему российские тираны.

Картина Васи Ложкина

Но, коль раз за разом во главе этой страны оказываются то Путин, то Сталин, то Иван Грозный, приходится задаться вопросом, кем они являются: инопланетянами, поработившими прекрасный добрый народ, или плотью от плоти российского общества?

Ответ очевиден. И тогда стоит ли удивляться, что на троне русского царя, как бы он ни назывался, регулярно оказывается чудовище? Пословица гласит: «От осинки не родятся апельсинки».

Может ли Россия измениться?

Да, конечно. Но парадокс: если бы некая волшебная сила изъяла 140 миллионов из «падающего лифта», то это не пошло бы им на пользу. Кардинальных изменений в России не будет без «жесткой посадки». Наподобие той, через которую в свое время прошла гитлеровская Германия.

Впрочем, прямое повторение этого сценария не представляется возможным, учитывая наличие у РФ ядерного оружия. Никто даже не станет пытаться спасать её от самой себя, рискуя собственным населением.

Так что, сюжет пойдет по другому пути, вероятно, более извилистому. Может быть, «лифту» предстоит затяжное «падение». Хотя продолжительность этого процесса рассчитать нельзя: так что у нынешнего поколения российских людей тоже есть шансы дожить до рассвета.

Но, чтобы лучшие времена всё-таки наступили, тем, кто стремится их ускорить, важно быть предельно свободными от иллюзий. Нет смысла даже пытаться ограничиться изменением верхушки российской пирамиды. Её необходимо пересобирать от основания. Иначе история этой страны неизбежно зайдет на новый старый круг.

Катарсис – чрезвычайно болезненный процесс и для отдельного человека, и для целой нации. Поэтому сегодня сложно представить, что россияне массово осознают его необходимость. Однако, пока этого не случится, их «лифт» будет «падать» снова и снова.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(70)