Россия в этом году начнет переговоры о своих военных объектах в Беларуси. Сколько стоит «чемодан без ручки»

Речь идет о радиостанции ​​в Вилейке и системе предупреждения о ракетном нападении на радиотехническом узле под Ганцевичами.

Радиолокационная станция «Волга» под Ганцевичами. Фото: profi-forex.org

Как сообщили ТАСС в Министерстве обороны Беларуси, в 2020 году Россия и Беларусь начнут переговоры по поводу дальнейшего использования россиянами двух военных объектов на территории нашей страны.

— Работа по решению вопросов дальнейшего использования указанных объектов, в том числе с проведением консультаций и переговоров с российской стороной, запланирована на 2020 год, — сообщили Минобороны.

Дело в том, что срок действия договора об использовании указанных военных баз, который был подписан 25 лет назад, вскоре закончится.

— В случае нежелания одной из сторон продлить срок их действия она письменно уведомляет другую сторону о принятом решении за 12 месяцев до окончания действия соглашений — то есть, не позднее 6 июня 2020 года, — говорят в Минобороны.

Отметим, что ранее Александр Лукашенко жаловался на то, что ему дорого обходятся российские военные объекты на территории Беларуси. Так, во время недавнего интервью главреду «Эха Москвы» Алексею Венедиктову он передал справку с точными расчетами, чтобы показать «чего стоит нам Россия».

Венедиктов опубликовал несколько пунктов из этой справки. Из них следует, что Путин узнал о 120 миллионах долларов, которых стоили нашей стране за последние восемь лет военные объекты России на белорусской земле, освобожденные от арендной платы.

Что за объекты

Радиолокационная станция «Волга» под Ганцевичами помогает обнаруживать баллистические ракеты, космические объекты и осуществляет контроль над районами патрулирования подлодок стран NATO в Северной Атлантике и Норвежском море.

Радиостанция «Антей» в Вилейке обеспечивает связь на сверхдлинных волнах Главного штаба ВМФ России с атомными подлодками, несущими боевое дежурство в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах. Также станция ведет радиотехническую разведку и радиоэлектронную борьбу.

Что говорят эксперты

Эксперты отмечают, что нельзя недооценивать наличие этих военных объектов на территории Беларуси. Даже несмотря на то, что прямой военной угрозы они не несут: максимальная численность штатского и военного персонала на обоих этих объектах — 1450 человек: 250 – в Вилейке и 1200 под Ганцевичами, часть из которых белорусы.

Не выполняя каких-то ударных функций, эти объекты сбивают во многом игру белорусских властей, которые постоянно декларируют нейтралитет, отмечал руководитель аналитического центра Belarus Security Blog Андрей Поротников.

— В ответ всегда можно сказать: какие же вы нейтральные, если у вас есть такого рода объекты? — поясняет эксперт.

Военный эксперт Александр Алесин также считает, что имеющиеся на территории Беларуси объекты не такие уж безобидные.

— А если, не дай бог, начнется ядерная война, что будет сделано в первую очередь? В первую очередь будет выведена из строя система предупреждения ракетного нападения. То есть по этим узлам будет произведен ракетный удар, потом которого последует уже ядерный удар, — отмечает военный эксперт. — И в Вилейке тоже небезобидная станция связи флота. По некоторым данным, с ядерного чемоданчика через эту станцию будет ретранслирована команда на произведение пуска баллистических ракет подводных лодок. Понятно, что для потенциального противника РФ вывести из строя это антенное поле – одна из важнейших задач. Поэтому для нас это объекты потенциальной опасности.

Однако есть в этой проблеме и другая сторона. Даже если Россия вдруг соберется и уйдет с территории Беларуси, встает вопрос, что делать с оставленными ими станциями?

Дело в том, что это довольно затратное удовольствие вывести их из эксплуатации.

— Вот скажем мы России «Уходите!» — «Да не вопрос, у нас есть подобные системы, а вы что хотите с ними, то и делайте. Хотите, тратьте деньги на поддержание, а хотите, пилите на металлолом, — отмечает ветеран Пограничных войск Леонид Споткай. — Так что для нас эти объекты — как чемодан без ручки: жалко выбросить, но тяжело нести.

«Ни одно государство на расколе России и НАТО не может спокойно плавать, как цветок в проруби»

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.8(36)