Комментарии
Александр КЛАСКОВСКИЙ, naviny.by

Российскому Вию открыли веко на белорусскую версию прав человека

Москва стукнула кулаком по столу, и тут же двум арестованным в Минске россиянам смягчили обвинение. Сами понимаете, абсолютно случайное совпадение :). Разве кто-то сомневается в независимости белорусского следствия, особенно по делу о «массовых беспорядках» 19 декабря?

Чудесное прозрение министра Лаврова

Волна большого хапуна захватила россиян Артема Бреуса и Ивана Гапонова еще при разгроме Площади на финише белорусских президентских выборов. Наведались, короче, в братскую страну… 3 февраля — первый проблеск: с них сняли обвинение по части 1 статьи 293 Уголовного кодекса Беларуси (организация массовых беспорядков).

«На сегодняшний день россиянам инкриминируют только преступление, предусмотренное частью 2 статьи 293 — участие в массовых беспорядках. Данной статьей предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком от 3 до 8 лет», — сообщил БелаПАН советник посольства РФ в Беларуси Вадим Гусев.

Восемь лет тюрьмы — тоже, конечно, не мед, но факт то, что лед тронулся.

Поначалу реакция России на арест своих граждан выглядела довольно вялой. Но 2 февраля в бой вошла тяжелая артиллерия. Президент Дмитрий Медведев среагировал на апелляции сограждан-правозащитников и посоветовал МИДу обратить внимание на их доводы.

Более того, Медведев намекнул: не будь я президентом, высказался бы на белорусскую тему без церемоний…

Глава российской дипломатии Сергей Лавров уловил тренд и тут же разразился по ТВ патетичной фразой: «Беларусь — наша братская страна, стратегический партнер, но это не значит, что мы закроем глаза на нарушение основных прав и свобод».

А ведь еще как закрывали эти самые глаза, и не раз!

— Подымите мне веки: не вижу! — сказал подземным голосом Вий — и все сонмище кинулось подымать ему веки.

Точнее, прозревали выборочно, когда начинали конфликтовать с упрямым белорусским партнером по-крупному. Помните, в разгар прошлогодней информационной войны грозились не признать выборы? Постфактум же, после неожиданного замирения Лукашенко с Медведевым, устами людей из своего ЦИКа заявили, что к проведению этой кампании серьезных претензий нет.

Тем более интересно: почему так озаботились правами человека в синеокой республике именно сейчас? Откуда такая принципиальность? Новый этап в решении «белорусского вопроса», что ли?

«Торг здесь неуместен»

Ну, во-первых, задеты политические, если хотите — даже великодержавные амбиции Кремля, заявил в интервью для Naviny.by минский аналитик-международник Андрей Федоров. По его мнению, это для российской правящей элиты принципиальнее, нежели абстракции типа прав человека или даже судьбы двух конкретных индивидуумов.

Судя по всему, предполагает наш собеседник, Москва довольно долго пыталась решить вопрос освобождения своих граждан без лишнего шума, закулисно. Но Минск, похоже, заартачился — и в конце концов схлопотал эту публичную выволочку.

Действует белорусская сторона в своем фирменном стиле, лишь слегка ослабляя петлю. Но если Минск решил торговать политзаключенными с Москвой, как это он проделывал с Западом, то игра затеяна слишком рискованная, замечает Андрей Федоров.

Вероятно, в отношении судьбы двух своих граждан российские власти проявят достаточную принципиальность. А вот распространится ли эта принципиальность на судьбу остальных узников Площади? Или, отбив своих, Москва снова прикроет глаза?

Тут однозначного ответа у аналитиков нет. Они указывают: в самой России, если говорить о правах человека, конь не валялся. И в отношениях с Минском, естественно, эта тема используется сугубо конъюнктурно.

Соревнование дуумвиров

А конъюнктура в самих российских верхах сейчас интересная. Как отметил в интервью для Naviny.by минский политический обозреватель Роман Яковлевский, между дуумвирами «все больше проявляются разночтения в оценке тех или иных событий».

Медведев сделал ставку на укрепление мостов с Западом, фишка же Путина — через ЕЭП укрепить позиции России на постсоветском пространстве.

«Лавров напрямую подчиняется президенту, а не главе правительства, отсюда и эти заявления о правах человека. То, что Медведев прислушался к правозащитникам, свидетельствует о построении некой общей площадки с Западом. А на ней — и проблема белорусского режима», — объясняет Яковлевский.

Короче, Медведеву сейчас сподручно убить двух зайцев. Трех даже. Показать себя принципиальным защитником сограждан (тут уже, учтите, предвыборные российские дела начинаются: кто лучший гарант и все такое). Далее: в выгодном свете профигурировать перед Западом (мы вот, видите, тоже озабочены не только ценами на нефть, но и универсальными ценностями!).

Ну и плюс — напрячь белорусского партнера. Чтобы тому служба медом не казалась. Это уж теперь для Москвы как «Отче наш».

Дискомфорт для Минска обостряется

Так неужели приходит тот миг, когда крепкий белорусский орешек фатально окажется между российским молотом и западной наковальней?

Теоретики уже не раз рисовали такую прельстительную для адептов демократии схему. Но всякий раз то молот зависал в воздухе, то наковальня оказывалась рыхлой подушкой, то орешек ускользал. Просто дьявольщина какая-то!

На днях немецкий политолог Александр Рар вновь реанимировал схему альянса Запада с Москвой в белорусском вопросе.

В интервью Deutsche Welle он заявил, что «ЕС, как сейчас советуют представители многих западных мозговых центров, может поставить белорусский вопрос на повестку дня отношений с Россией. Здесь тоже начинают понимать, что ключ к изменениям в Беларуси на самом деле находится в Москве, а не в Брюсселе».

Рар не исключает, что «следующим шагом на пути изменения ситуации в Беларуси, ее демократизации может стать попытка добиться этой цели при помощи Москвы».

Белорусские политологи воспринимают этот тезис с изрядной долей скепсиса. Эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск) Валерий Карбалевич в интервью для Naviny.by высказал мнение, что такие умозрительные стратегии иллюзорны, они идут «скорее от беспомощности Брюсселя в белорусском вопросе».

Впрочем, добавляет эксперт, «временные, тактические коалиции Запада и Москвы в этом вопросе вполне возможны».

Карбалевич напоминает, что недавно российская делегация в ПАСЕ проголосовала за жесткую резолюцию по Беларуси. Эксперт делает вывод, что сейчас тема демократии в соседней стране может использоваться Москвой чаще — ведь это «явная ахиллесова пята» Минска. Добавим: даже из соображений внешней благопристойности удобнее прессовать белорусское начальство под столь благородной маркой, как защита прав человека, нежели просто брать за глотку типа «а вот плати за нефть на 46 долларов больше!» или «отдавай МАЗ да НПЗ!».

Андрей Федоров, со своей стороны, отмечает: да, нынешнее руководство Беларуси часто становится костью в горле как для Запада, так и для Кремля. Но вот будущее синеокой республики видится этим центрам силы по-разному.

Запад добивается демократии прежде всего из ценностных соображений. В Москве же сильны опасения, что демократическая Беларусь ускользнет из сферы влияния. Поэтому доминанта — прессинговать, по возможности не выпуская из своей орбиты, а напротив — тихой сапой укрепляя здесь российские позиции. Сначала в экономике, а затем и в политике.

Геополитическое соперничество делает невозможным стратегический альянс России и Запада по отношению к белорусскому режиму, резюмирует Федоров.

Однако несомненно, что даже тактические клещи резко усугубляют нынешний дискомфорт белорусской власти. Нагнут не нагнут, но уступать постепенно придется.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)