Филин

Яна Соколова

«Витебское руководство напоминает любителей отматывать счетчики и устанавливать их на нужную начальству величину»

Удастся ли снизить цены на товары по рецепту главы Витебской области — об этом Филин расспросил экономиста Ярослава Романчука.  

Себестоимость продукции в стране уже снизилась на 6-7% и это не предел, сообщил председатель Витебского облисполкома Александр Субботин в эфире телеканала «Беларусь 1».

— Снизить стоимость самого товара можно за счет упаковки, организации труда, экономии энергоресурсов и запуска нового более эргономичного оборудования. Поэтому здесь очень много точек для роста и экономии, — считает глава Витебской области.

Вот только несмотря на оптимистический отчет чиновника, в июле продовольственные товары в Беларуси подорожали на 19,6% в годовом выражении, непродовольственные — на 20,7%.  

Есть ли точки для роста и экономии и соответствуют ли действительности данные, приведенные главой Витебщины, — Филин обсудил с экономистом Ярославом Романчуком.

— Начнем с точек роста. Безусловно, точки роста для выходцев из Витебской области есть. И это подтверждают Кочанова, Андрейченко и целый ряд генералов, которые заняли ключевые позиции в национальных органах власти. Сложилось мощное витебское лобби, которое действительно создает точки кадрового роста для номенклатурных начальников.

Вторая интерпретация точек роста — это то, что важно говорить красиво и понравиться начальству. Поэтому разговоры про точки роста надо регулярно воспроизводить на темы, которые дороги и близки Александру Григорьевичу, то есть сельское хозяйство, цены и, собственно, показывать ему, что все можно сделать, и Витебская область впереди планеты всей.

Имитацию данного процесса сделать очень легко. Например, договориться с какой-нибудь розничной сетью, подделать цены, сделать скидки, показать сюжеты и сказать: ну, смотрите, мы же все делаем для того, чтобы Витебская область была в передовиках по снижению цен.

Что касается точек роста промышленности, то я не видел ни одного сколь-нибудь значимого проекта по промышленности, который бы отличался рентабельностью больше 20%.

Более того, один из флагманов витебской промышленности, на который делали ставки не только витебские начальники, но и руководство страны, — завод по производству белой жести (Миорский металлопрокатный завод Miory Steel – Ф) был удачно обанкрочен, национализирован, и глава государства публично чихвостил тех, кто за него отвечал. Это пример того, как не надо делать.

Не видно не слышно победных отчетов относительно работы Новополоцкого НПЗ, который получил около 2 миллиардов на модернизацию. А сколько у него сейчас выручка, куда он продает свои товары, об этом ни слова не говорится.

Витебская область — это один из самых депрессивных регионов с точки зрения заработной платы. Не слышно, чтобы рентабельность по производству и выращиванию льна там была выходящей за рамки статистической погрешности.

Поэтому то, что говорят руководители Витебской области — это из серии король сказал, а шут повторяет. Шут в этой ситуации — руководители Витебской области, которые озвучивают цифры, пришедшие в голову. Никакого там расчета, оценки нет.

Что касается снижения издержек производства, то это должно было найти подтверждение в статистике. Данные Белстата это не подтверждают. Более того, мы видим, что рост выручки и рост издержек практически идут рука об руку, и никакого существенного снижения издержек не наблюдается.

Витебское руководство напоминает мне любителей игры в наперстки и любителей отматывать счетчики и устанавливать их на нужную начальству величину.

Если же они говорят, что какое-то чудо свершилось и у них действительно есть способы ограничения роста цен и снижения издержек, ну, тогда надо искать шлагбаумы на въезде в Витебскую область, которая по каким-то магическим причинам начинает жить самостоятельной региональной жизнью, раз у них структура цен, издержек, доходность так серьезно отличается от того, что мы наблюдаем в целом по стране.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(17)