Филин

Юлия Кот

Романчук: «В свое время ездили ведь на «Запорожцах», «Москвичах» и «Жигулях», — вот и теперь, если придется, будут ездить на полукоробках»

Автомобильного коллапса не случится, но будет постепенное ухудшение. Эксперт — о том, чем аукнется беларусам запрет на реэкспорт европейских и американских автомобилей.

Грузия с 1 августа ввела запрет на реэкспорт автомобилей США в Россию и Беларусь. Аналогичная мера относительно европейских автомобилей начнет действовать с 26 сентября.

Кроме того, как сообщает Наша Ніва, с 1 августа усилила контроль за автомобилями из США и литовская таможня. У граждан Беларуси, купивших такие машины, требуют дополнительные документы и расписку в доказательство, что автомобиль приобретен для частного использования в Беларуси, а не для перепродажи в РФ.

Такие меры приняты в соответствии с 11-м пакетом санкций Евросоюза. Если раньше речь шла о дорогих авто класса «люкс», стоимостью больше 50 тысяч евро, то теперь под запрет попали все электрические и гибридные автомобили, и все машины с объемом двигателя более 1,9 литра — как новые, так и бывшие в употреблении. А это огромный сегмент рынка, на котором «кормились» множество фирм и частных перекупщиков.

Как запрет отразится на российском и беларусском авторынке, какие страны могут заменить Грузию в логистической цепочке поставок и удастся ли Западу прикрыть лазейки и обходные пути санкций, Филин обсудил с экономистом Ярославом Романчуком.

— Если посмотреть на то, какие автомобили покупают на внутреннем рынке в Беларуси, то там «Белджи» в лидерах, чуть ли не три четверти продаж новых автомобилей за Geely, — говорит эксперт. — Поэтому запрет экспорта европейских и американских автомобилей — да, это неприятно, логистические схемы придется менять, потому что только их наладили — а путь закрыт.

Но, во-первых, есть и другие страны, помимо Грузии, которые являются воротами для обхода санкций — реэкспорт будет, например, в Кыргызстан (только в январе-апреле 2023 Грузия поставила в Кыргызстан 3,2 тысячи авто на сумму $127 миллионов, в Азербайджан — 11,6 тысяч машин на $150 млн долларов, в Казахстан — 7700 автомобилей на $136 млн, — Ф.), или Турция подключится, или еще кто-то.

А во-вторых, просто станет еще больше «китайцев». Мы и раньше говорили о том, что детехнологизация и ликвидация европейского и американского автопрома будут продолжаться. Безусловно, это на руку Китаю, который полностью вытеснит с российского и беларусского рынка всех остальных.

Если так дальше пойдет, то через 2-3 года львиную долю на дорогах стран-агрессоров будут составлять как раз китайские авто либо китайской сборки. Все предсказуемо: это цена, которую платят потребители за выбор, сделанный диктатурами.

— Если карт-бланш на авторынке будет у Китая, то цена может еще больше вырасти — чего скромничать в отсутствие конкурентов?

— Вовсе не обязательно: в Китае все-таки не один, а десятки производителей, которые предлагают выбор в разном ценовом сегменте, и их продукция все равно дешевле европейской (например, электромобили в два раза доступнее).

Хотя, конечно, если они почувствуют возможность увеличивать цены, то будут это делать Благотворительностью тут и близко не пахнет — поэтому электромобили, производство которых General Motors запустил в Китае и которые там стоят от $10 тысяч, вполне могут стоить в Беларуси в два раза дороже, тут ничего сверхъестественного, таковы законы рынка.

Сегмент автомобилей премиум-класса, говорит эксперт, с наибольшей вероятностью подорожает — но те, кто мог себе позволить люксовые машины, найдут и деньги на «откаты» всевозможным контролерам. А вот кто действительно почувствует на себе изменения на авторынке, так это беларусы, относящиеся к среднему классу — им придется пересесть на более бюджетные или менее надежные, склонные к частым поломкам машины.

— Но в свое время ездили ведь на «Запорожцах», «Москвичах» и «Жигулях», — вот и теперь, если придется, будут ездить на полукоробках. Может быть, еще иранский «Саманд» появится, ко всем прочим удовольствиям — музейные экспонаты и раритеты выйдут из тени.

Иллюстративный снимок

И чем дольше будет продолжаться действие санкций, тем более это будет заметно, скажется на повышении аварийности на дорогах, цене ремонта автомобилей. Зато обрадуются владельцы автомастерских: для них поле деятельности расширится.

В ЕС и США, отмечает Ярослав Романчук, конечно, понимают, что на месте одних схем обхода санкций рано или поздно появятся другие, и постараются прикрыть существующие дыры — но полностью это сделать просто невозможно.

— Даже внутри ЕС власти все еще далеки от того, чтобы справиться с контрабандой сигарет, алкоголя, перекрыть запрещенные виды деятельности. Поэтому можно говорить об ужесточении санкций, но дыры, которые есть на границах ЕАС, в странах Азии, никуда не денутся.

Словом, автомобильного коллапса не случится, но будет постепенное ухудшение. Как-то быстро мы привыкли, что у нас появились европейские, американские, южнокорейские, японские автомобили, которые качественно вытеснили все то, что оставалось, от Советского Союза.

А сейчас происходит обратный процесс.

Так что все на велосипеды и самокаты, за здоровый образ жизни.