Романчук: «В рыночной системе такое невозможно, чтобы акционеры сами у себя крали»

Как работает постсоветская номенклатурная экономика и почему Лукашенко за 30 лет не победил коррупцию.

В Беларуси раскручивается очередное антикоррупционное дело: задержаны сразу 11 должностных лиц крупных предприятий легпрома. Всех их, как сообщило МВД, подозревают в получении взяток «за благоприятное решение вопросов по закупке швейного оборудования, запчастей и комплектующих».

Случайно ли разоблачение очередной мафии совпало со стартом предвыборной кампании, или это продуманные действия властей, и что происходит с отечественным легпромом, анализирует Ярослав Романчук.

Фото: Белсат

— У нас были разные «мафии»: сахарная, строительная, фармацевтическая, — напоминает экономист в новом выпуске Экономики здравого смысла. — И вот пришло время очередного скандала, очередь легкой промышленности.

Хотя звучит это, отмечает Ярослав Романчук, довольно странно: какая может быть «мафия» в отрасли, которая, откровенно говоря, дышит на ладан? Но противоречия здесь нет, говорит он:

— Когда у тебя в обороте сотни миллионов долларов, активы, когда ты распорядитель чужого, ни за что не отвечаешь, но можешь осваивать средства, получать хороший госзаказ и заказ из российской армии — конечно, ты можешь заработать пару миллионов. Или даже десятков миллионов, будучи особо ушлым.

Задержанных менеджеров стандартно, как под копирку, обвинили во взяточничестве «за благоприятное решение вопросов». На самом деле, можно брать любое должностное лицо из любого сектора беларуской экономики, и вменить ему те же обвинения: чиновники везде проводят закупки и тендеры через свои структуры, фирмы-прокладки, и это все не меняется годами.

Складывается впечатление, что теперешнее коррупционное дело проводится под выборы, чтобы показать борьбу Лукашенко с коррупцией, которая продолжается более 30 лет — что борьба эта не затухает, и Лукашенко не потерял зубы, чтобы перегрызть шею коррупции.

О том, что за 30 лет ее можно было вовсе уничтожить, никто, разумеется, не говорит.

Вторая статья, которую силовики предъявляют фигурантам «легпромовской мафии» — взятки за расчеты по поставленным товарам.

Вдумайтесь: руководитель какой-то фирмы, безусловно не простой (простых в государственных тендерах нет, все наивные либо посажены, либо уехали, либо поняли, что в одной упряжке с государством работать невозможно, подставит или не заплатит), получил взятку — за то, чтобы заплатить за уже поставленные товары, фурнитуру, ткани либо оборудование. Потому что именно на этом директора видят свой маленький циничный бизнес.

По мнению Романчука, беларуской легкой промышленности после изменения политического и экономического режима в стране поможет единственный путь — полная приватизация всех предприятий:

Разогнать «Беллегпром», все эти государственные концерны и холдинги, которые ничего, кроме кормушки для начальников, чиновников и силовиков, из себя не представляют и никогда не представляли. Они что, помогают оптимизировать закупки, управлять издержками при сбыте, при маркетинге?

Ничего этого не делается — они банально являются прокладками, через которые проходят ресурсы из бюджета.

— И это не рынок, это типичное проявление совковой номенклатурной экономики. В рыночной системе такое невозможно, чтобы акционеры сами у себя крали. Я уверен: если мы не изменим систему собственности, систему управления экономикой — у нас всегда будет то легпромовская, то тяжелопромовская, то еще какая-нибудь мафия или преступная группировка.