Экономика

Романчук: Почему у Лукашенко должно было получиться то, что не смогла сделать советская тоталитарная система?

Экономист – об итогах 25-летнего правления главы Беларуси.

Ярослав Романчук напоминает об обещаниях власти – динамичной экономике, благополучной старости, честной власти.

– Обманули. Обманулись сами или искренне верили в то, что модель Совок/Госплан в рамках отдельно взятого политического проекта «Республика Беларусь» можно добиться странового успеха? – рассуждает эксперт. – На что рассчитывали? На то, что белорус будет работать на чужого дядю как на себя? Что бюрократ будет честным, всезнающим и эффективным? Что судья, прокурор, милиционер и контролёр будет справедливым, беспристрастным и народным? Что «красный директор» будет отдавать долг стране, трудовому коллективу, а не чахнуть над своим златом?

Советская тоталитарная система более чем за 70 лет не смогла создать «хомо советикус». Почему у Лукашенко за 25 лет он должен был бы получиться? Без внятной идеологии, без железного занавеса, без вездесущего КГБ с Соловками, психушками и полным запретом религии? Не получилось.

Экономист приводит доказательства.

Первое – демографическое. «Когда людям хорошо (внутреннее, семейное самоощушение), они заводят детей, создают семейные династии, славят и укрепляют свою малую родину. В Беларуси в 2019 году родился 87 851 ребёнок.

В послевоенное лихолетье, в 1950 г. родилось 197,2 тысячи детей, в разгар брежневского застоя, в 1980 г. – 154,4 тысячи, в голодное начало развала Советского Союза – в 1990 г. – 142,2 тысячи, в 1995 г., когда зарплата была не больше $50 в месяц, родилось 101,4 тысячи детей.

В 2000-2006 годах, когда стремительно рос ВВП, рождаемость не превышала 100 тысяч детей. Потом белорусы поверили в то, что могут получать не только $500, но и даже тысячу. Рождаемость почти достигла 120 тысяч.

И вот дикое демографическое разочарование. Это не только про деньги. Это про общее ощущение жизни. Про справедливость, возможность планировать будущее и оценивать свои шансы. Это выражение недоверия власти и обществу.

Второе доказательство – качество государственного управления ресурсами и активами. Александр Лукашенко сделал ставку на казённые предприятий, государственных «красных директоров», контроль и централизованное планирование. Мол, людям нечего доверять активы, Они пропьют и профукают. А вот мы в «вертикали», навалимся все вместе на заводы и фабрики – и догоним Европу.

По оценке Всемирного банка в 2018г. совокупная факторная производительность находится в отрицательной зоне. Это значит, что распорядители чужого Беларуси берут в свои руки ресурсы, активы и деньги на условную сумму BYN100, а на выходе получается BYN95 или даже BYN90. Это называется проедать будущее или прожигать жизнь.

Понятное дело, 1% VIP-распорядителей и потребителей чужого (около 15 тысяч человек) ни в чём себе не отказывают и живут богаче и наглее даже самого богатого и большого советского начальника.

Третье доказательство – состояние сельского хозяйства. Четверть века оно было объявлено точкой роста. Это как нужно было управлять колхозно-совхозной системой, чтобы через 25 лет признать: «Идёт борьба не на жизнь, а на смерть. Или мы утонем, или останемся на плаву».

В 2019 г. без господдержки 60,4% с/х организаций убыточны. Их рентабельность без господдержки близка к нулю. Всё сельское хозяйство зарабатывает в 2-4 раза меньше чистой прибыли, чем получает господдержки в разных формах. Долги по кредитам в 6 раза больше объёма чистой прибыли.

...При гигантской поддержке и в режиме ручного управления белорусское сельское хозяйство наглеет так, что своих гражданам продаёт отдельные товары (в частности сахар) в два раза дороже, чем иностранцам.

Четвертое доказательство – динамика развития страны. В 2010 г. ВВП Беларуси составил $56,9 млрд, в 2019 г. - $63,2 млрд. Среднегодовые темпы роста ВВП в долларовом выражении за девять последних лет – 1,2% ВВП. В 2020 году будет гораздо хуже. Две последние пятилетки – коту под хвост.

Для сравнения за это время среднегодовые темпы роста мировой экономики составили 3,6% или три раза быстрее, чем росла экономика Беларуси. Её доля в мировой экономике как была унизительные 0,07% в 1995 г., так и осталась такой же в 2019 г. Это ловушка стагнации и загнивания.

В 2020 году с высокой степенью вероятности будет кризис. Потому что система управления страны слишком долга уповала на договороспособность восточного соседа. Уповала, чтобы сохранить свой Госплан. И провалилась. С треском. Теперь чубы будут трещать у нас всех».

Ярослав Романчук полагает, что пора признать этот диагноз и согласиться, что самая большая угроза Беларуси – ее архаичная, исторически обречённая Система, ее монопольная, бесконтрольная, самовлюблённая верхушка власти.

– Возможно, осознание к ее автору, архитектору и основному бенефициару приходит. 24 января на своей родине в Шклове Лукашенко справедливо заметил: «Нам нельзя зависеть от одного человека, от одной страны, от одного предприятия. Это монополизм. И в этом наша проблема». Государство – это не решение проблемы. Это сама проблема. Золотые слова Рональда Рейгана.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(143)