Романчук – о выходе государства на рынок сотовой связи: «Монетизация административного ресурса налицо»
«Белтелеком» получил право на оказание услуг сотовой связи. Что это значит?
Изменения в лицензию, внесенные Министерством связи, начали действовать с 17 января 2022 года.
«Выход на рынок услуг сотовой связи будет содействовать дальнейшему успешному развитию РУП «Белтелеком», ускорит решение проблемы «цифрового неравенства» по доступу к современным услугам электросвязи городского и сельского населения, создаст новые возможности для оказания потенциальным абонентам востребованных «конвергентных услуг», когда в одном пакете услуг совмещаются традиционные услуги стационарной связи (телефон, доступ в сеть Интернет, телевидение) и сотовой подвижной электросвязи», — говорится в официальном сообщении на сайте ведомства.
Похоже, в Беларуси появится новый мобильный оператор с весьма большими возможностями. Кто в действительности выиграет от прихода на рынок нового игрока, и чем чревато государственное регулирование в сфере сотовой связи?
— Этот сегмент рынка никогда не был в режиме конкуренции, любой вход на него — это не только денежные, но и административно-правовые решения, — отметил в экспресс-комментарии «Салідарнасці» экономист Ярослав Романчук. — Например, австрийцев (А1), турков (life:)), россиян (МТС) впустили, других — нет. Это все, конечно, олигополия.
То, что «Белтелеком», который обладает большой монопольной властью, становится или во всяком случае может стать новым мобильным оператором, говорит о том, что даже в режиме олигополии белорусские власти чувствуют себя недостаточно комфортно.
Сейчас будут накачивать «Белтелеком», это способ увеличить капитализацию, и, кроме того, контроль над всей информацией — входящей, исходящей.
Мы наблюдаем формирование мощного монополиста на рынке телекоммуникационных услуг, что, безусловно, будет сказываться и на качестве, и на информационном прайвеси — соблюдении личных данных.
В Беларуси и так защиты персональной информации было мало, но все же нужно было соблюдать определенные процедуры, чтобы запросить эти данные у частной компании. А теперь никто даже просить не будет — «Белтелеком», считай, будет органом под эгидой нового министерства, завязанным на вопросы безопасности.
Отдельной строкой, говорит эксперт, нужно рассматривать тарифы, которые сможет себе позволить установить госоператор:
— В Беларуси есть 12 категорий потребителей услуг электроэнергии — ну, здесь будет 15 групп потребителей услуг сотовой связи, одних будут «поддерживать», а другим навязывать. Думаю, речь будет идти скорее не о региональном принципе, ликвидации «цифрового неравенства между сельским и городским населением», а о других подходах — сделают, к примеру, особые тарифы для частного и малого бизнеса, или отдельно для Минска.
А чтобы обеспечить приток клиентов, с другой стороны, можно же издать распоряжение, что органы госуправления, бюджетные организации обязаны перейти исключительно на «Белтелеком».
Помните, каким было ценообразование в Советском Союзе, где водка стоила 2 рубля, а доллар — 68 копеек, не из экономических соображений, а как пропаганда и агитация советского образа жизни. Так действуют и в Беларуси, уничтожая даже ростки, намеки на рыночную экономику, и переход в режим ручного управления — экономикой, информацией и доступом к ней.
И на этих потоках власти прекрасно будут зарабатывать. Монетизация административного, силового ресурса налицо.
Читайте еще
Избранное