Экономика

Романчук – о троянском коне белорусской модели

Известный экономист – о том, что Беларусь стоит на пороге запуска атомной электростанции. Что за ним стоит и каковы последствия?

– Это один из самых сомнительных, если не разрушительных проектов для белорусской экономики, – пишет Ярослав Романчук. – В первой половине 2000-ых белорусские плановики-затейники, опьяненные нефтяными анаболиками, приняли стратегию быстрого роста. За счет государственных инвестиций. Через коммерческие проекты, которые выбирали, оценивали, просчитывали и реализовывали VIP-распорядители чужого (политики и чиновники).

Логика была по-советски проста, как грабли. Расчет на то, что экономика России будет бурно расти, значит, мы сможем продавать все больше и больше наших товаров. Поэтому было приказано удвоить производство цемента и стекла.

Было принято решение радикально увеличить производство целлюлозы, бумаги и картона.

Был сделан акцент на стремительный рост спроса на товары деревообработки.

Были выделены миллиарды долларов на заводы по производству машин, оборудования и транспорта.

Лукашенко с подачи своего госплановского окружения, в котором появлялось все больше специалистов по освоению бюджетных/кредитных денег, принял и всецело поддержал такой путь централизованного развития.

Его убедили, что белорусскую электроэнергию будут покупать страны Балтии и Польша. Не было препятствий с поставками в Россию и Украину. А это – валютные поступления, энергетическая безопасность, промышленный драйв и геополитический престиж.

Под бурный рост, под удвоенный ВВП нужны были новые источники энергии. И вот в этом момент энергетические бароны Беларуси и России подбросили Лукашенко еще один флагманский проект – Белорусскую атомную электростанцию (БелАЭС). Деньги – российский кредит. Проект и строительство – под руководством Росатома.

Кураторы и контролеры со стороны Беларуси – чиновники энергосектора и правительства самого высокого уровня. Связи между ними и российскими чиновниками были крепкими, особенно после сверхприбыльных для них схем по энергозачетам.

Были подготовлены красивые схемы, расчеты и оценки, красочно обрисованы контуры огромной выгоды для Беларуси. Принято решение. Подписаны соглашения. Деньги пошли. Стройка БелАЭС началась.

От момента подачи проекта, расчетов, оценки состояния рынков до окончания строительства БелАЭС ситуация радикально изменилась, до неузнаваемости: 1) внутри Беларуси, 2) внутри России, 3) между Беларусью и Россией, 4) между Беларусью и Литвой, 5) между Беларусью и Польшей, 6) в мировой и европейской экономике в связи с глубокой рецессией и радикальным снижением цен на углеводороды.

Сегодня нет ни малейшего коммерческого смысла запускать БелАЭС. Это проект стал троянским конем белорусской модели Совок/Госплан. Он разорителен для бюджета, губителен для отношений со странами ЕС, может быть токсичен для наших отношений с Украиной. Тут нужен мощный мозговой штурм по поводу того, как выйти из ловушки этой гигантской инвестиционной ошибки ценой в ~$8-10 млрд.

Как показывают украинские коллеги, сам процесс строительства БелАЭС был опутан типичным для России, но уже белорусско-российским схематозом. Украина сполна испила его яды в торговле топливно-энергетическими товарами. Тут вопрос не только финансовой, бюджетной, инвестиционной чистоплотности, но и технологической, экологической безопасности.

Белорусско-российский атомный схематоз сам себе финансирует, воспроизводит и контролирует. Возникают очень серьезные, обоснованные причины поставить под сомнение реализацию проекта, который уже нанес Беларуси огромный ущерб, а может сделать еще больше вреда.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(146)