Романчук: «Ну, и на кого в такой ситуации нужно надевать наручники?»
Импортировать фрукты и овощи, особенно в крупных объемах, у нас разрешено избранным. Для этого нужно иметь подвязки с аграрными «баронами» и их мощными крышами.
Известный экономист — о том, почему взлетели цены и кто виноват.
«Белорусские власти исключили из своего рациона пряники. Остались сплошные кнуты, — пишет Ярослав Романчук. — Чуть что – угроза уголовного дела. За малейший проступок – штраф. Опоздал с оплатой на день – пеня. Не уследил за изменением буквы закона – блокировка счета. Не так оформил бумажки – конфискация.
Сейчас появилась особо опасная статья, под которое ходят практически все бизнесмены. Глава КГК Леонид Анфимов был предельно ясен: «Если где-то в розничных торговых сетях начнется вольница с ценами, особенно на товары, пользующиеся повышенным спросом в этот период, реакция будет вплоть до возбуждения уголовных дел».
Дрожите, торговые сети. КГК вышел на охоту за ценовой «вольницей». Лукашенко и его Вертикаль разжигают имущественную рознь. Вбивают клин между производителями товаров и услуг, в том числе розничных, и потребителями. Эксплуатируют экономическое невежество и неосведомленность о реальном состоянии рынка.
Люди возмущаются ростом цен. Вот отдельные импортеры взвинтили цены на фрукты. По информации КГК, «один из крупнейших импортеров овощей и фруктов в апреле по сравнению с мартом увеличил отпускные цены на лимоны в 3,5 раза, корень имбиря – в 2,6 раза, пекинскую капусту – на 46%, яблоки – на 39%, даже белорусскую белокочанную капусту – на 40%».
Многие белорусы солидарны с Анфимовым – «не поддается здравому смыслу». Поэтому они решили восстановить этот самый здравый смысл и совесть угрозой уголовного дела. Для объективной оценки всей ситуации важно представить весь контекст, все причинно-следственные связи. Тогда праведный гнев людей наверняка сместится с «кровожадных, ушлых» торгашей на распорядителей и потребителей чужого, т. е. чиновников и их коммерческих фаворитов.
Вся правда выглядит следующим образом.
Первое. Импортировать фрукты и овощи, особенно в крупных объемах, у нас разрешено избранным. Для этого нужно иметь подвязки с аграрными «баронами» и их мощными крышами. Тут без номенклатурно-силового ресурса – никак. Т. е. рынок с/х продукции в Беларуси – это не свобода, честная и открытая конкуренция и равные условия хозяйствования. Это номенклатурно-силовой, коммерческих синдикат. И вот в условиях высокой неопределенности будущего, под воздействием резкого роста спроса эти олигополисты решили взвинтить цены в разы.
Они контролируют рынок. Они договорятся с кем надо, штрафы заплатят, если надо. Откупятся, если придется, а потребители останутся в дураках.
Мы не знали и не знаем имена тех, кто организовал эту порочную систему продажи импортных овощей и фруктов. Они в тени, вне ярости и злости людей. Неужели Анфимов этого не знает? Или делает вид, что не знает, чтобы размазать ярость и гнев потребителей на всех предпринимателей? Мол, вот мошенники и мерзавцы, за счет людей сверхприбыли получают. В этой ситуации правительству для самого быстрого решения проблемы стоит только снять все барьеры для всех участников рынка. Уверен, что через неделю-вторую, цены на лимоны, имбирь, яблоки или чеснок были бы для белорусов мировыми, т. е. гораздо ниже тех, что сегодня.
Второе. Импортеры сегодня работают буквально в подвешенном состоянии. Продавая овощи/фрукты сегодня, они должны получить в BYN-рублях столько, чтобы хватило потом на закупку за валюту новой партии. А какой будет курс BYN-рубля через месяц, два или три? Никто не знает. Вот и закладывают по максимуму, до BYN3/$1. А если еще введут ограничения на импорт? Если ограничат доступ к валюте, посчитав свежие овощи и фрукты избыточным импортом? Если решат переделить рынок с/х продукции под некого нового игрока/ов?
Вот поэтому сегодняшние импортеры-блатники так и поступают с ценами. Особенно на фоне резкого скачка спроса. Ведь они работают в тиши номенклатурных кабинетов. Они за свои персональные и корпоративные бренды не беспокоятся.
Третье. В условиях свободного рынка при резком спросе на отдельные товары или товар каждый производитель, который первым это заметил, вправе повышать цену, чтобы заработать больше. Если он дорожит своей репутацией, связями с клиентами, если выстраивает современные связи с потребителями, особенно в условиях эпидемиологического кризиса, ему и в голову не придет идея в разы повышать цены для людей, у которых на коротком промежутке времени нет другого выбора. После такого рвачества потребители отвернутся от него, перейдут к другим.
Но повышение цены имеет еще один важный аспект – информационный. Это информация для инвесторов и предпринимателей о наличии тонкого места на рынке. Мол, смотрите, рентабельность здесь 100%. Сели, посчитали, оценили риски, нашли ресурсы – и поехали. Через очень короткий промежуток времени ценовой пик будет ликвидирован. И никакого вмешательства чиновников.
Этот механизм доказал свою эффективность миллионы раз, вне зависимости от страны, расы, религии, пола и биологического многообразия. Это касается всех товаров и услуг, включая маски, повязки, халаты, лекарства и т.д. В условиях резкого роста спроса правительство обязано ликвидировать искусственные барьеры в виде лицензий, разрешений, квот, статусов специмпортера и т. д.
Вот такой расклад по резкому росту цен на отдельные товары в Беларуси. А если еще учесть денежно-кредитную, бюджетно-налоговую политику страны, те миллиарды долларов, которые правительство забирает у честных, ответственных производителей товаров и услуг и направляет в пользу своих коммерческих фаворитов, если не снижает налоги, аренду, кредиты, потому что защищает интересы номенклатурных избранников и гарантирует им деньги налогоплательщиков при любых обстоятельствах, то поведение импортеров, предпринимателей становится еще более понятным. Их выталкивают в среду, в которой каждая сделка, каждый завод товара может быть последним.
Ну, и на кого в такой ситуации нужно надевать наручники? Анфимов со своими кнутами – это не рыночный механизм. Это видимая рука Левиафана, который крошит народное добро и благосостояние, потому что законы экономики сводит к советским догмам и правилам».
Читайте еще
Избранное