Экономика

Романчук: «Лукашенко санкционировал создание самых вредных, опасных и неэффективных структур»

Интересы номенклатурно-коммерческих группировок находятся под крылом белорусского правительства, считает экономист.

На своей странице в Фейсбуке Ярослав Романчук рассуждает о том, как правительство поддерживает структуры, которые, по мнению Лукашенко, являются рассадниками коррупции.

«А. Лукашенко в очередной раз жёстко выступил против посредников. Жёстко на словах. Проблема с бородой. Государственные предприятия в привычной для себя манере осуществляют закупки через коммерческие структуры – посредники. Они стоят на входе в процесс производства (закупка сырья, комплектующих, оборудования, техники и других факторов производства), на этапе производства (закупка услуг) и на этапе реализации (поставки в адрес нужных структур, особый режим оплаты). А. Лукашенко справедливо замечает: «Там вся коррупция». При этом именно он санкционировал создание и наделение широкими полномочиями самых вредных, опасных и неэффективных структур – министерств, концернов, холдингов и коммерческих организаций, создаваемых министерствами и исполкомами. Они окружили плотным кольцом производителей товаров и услуг, оградив их от поставщиков всех факторов капитала с одной стороны и потребителей с другой. Они прекрасно зарабатывают на потоках, игнорируя финансовое здоровье, технологическую состоятельность и конкурентоспособность самих производителей товаров и услуг.

По оценке профессиональных менеджеров, антикризисных управляющих, аудиторов, которые регулярно работают с государственными предприятиями, коммерческие структуры – пылесосы (посредники) увеличивают издержки производства на 50 - 100%. Поэтому белорусская экономика за редким исключением потеряла ценовую конкурентоспособность. Иностранцы, восхищаясь чистыми, широкими улицами Минска, морщатся, видя ценники на белорусских товарах и услугах. У нас, как в Москве, Париже или Барселоне. И это с учётом доходов беларусов, конкурентоспособности производителей является аномалией, показателем острого дефицита конкуренции.

Мало того, что президент и его правительство узаконили наличие и большие полномочия такого рода номенклатурно-коммерческих посредников, так они предоставили им монопольный или олигопольный статус. Т. е. без них не обходится реализация ни одной государственной программы. В этих структурах и кроется корень зла нынешней системы управления государственными предприятиями – конфликт интересов чиновников, которые одновременно являются законодателями, регуляторами, лицензиарами, контролёрами и коммерсантами.

Сегодня всё чаще реализуется следующая схема. Орган госуправления (исполком, министерство) создаёт сам или заключает партнёрское соглашение с коммерческой структурой, учредителями которых являются бывшие чиновники или родственники/друзья нынешних чиновников. Эти структуры оказывают консультационные, маркетинговые, организационные услуги, обладая эксклюзивными отношениями с руководителями министерств и ведомств. Формально – никакой коррупции, никаких взяток. Всё – в рамках закона и оптимизации работы органов госуправления с гражданами.

Например, мэром г. Минска является Андрей Шорец, а есть такая коммерческая структура Shorets Consult. Её владельцем является Марина Шорец. В этой структуре работает Иван Шорец. Совпадение? Семейные связи в рамках частно-государственного партнёрства? Почему-то всё больше и больше бизнесменов в столице замечают особый формат отношений между мэром и этой структурой.

Министерство сельского хозяйства и Министерство промышленности представляют собой не столько органы госуправления, сколько руководство сотнями коммерческих структур. Своеобразный совет управляющих, который одной рукой берёт деньги из бюджета, управляет казённым имуществом, а другой направляет эти самые потоки денег, активов и ресурсов в созданные собою или своими подельниками/партнёрами/коллегами коммерческие структуры. Обществ мало знает о том, какую добавленную стоимость генерируют такие структуры, как ГУ «Республиканский нормативно-исследовательский центр», ГУ «Учебно-методический центр Минсельхозпрода», республиканское объединение «Белагросервис», Государственное объединение по мелиорации земель, водному и рыбному хозяйству «Белводхоз», ОАО «Автоторгсервис», ОАО «Агропромстроймаш» и многие другие. А они есть. И они хотят есть.

То же самое с Минпромом. Особый статус имеет Белорусское государственное объединение по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов. Вся страна собирает металлолом для него. Есть ГПО по машиностроению «Белагромаш» и сотни других коммерческих структур, которые прямо или косвенно завязаны на работу начальников Минпрома. Они – посредники, лоббисты и держатели статуса монополистов и олигополий.

Белкоопсоюз также является гигантским посредником, неповоротливым, нерасторопным и неконкурентоспособным. Его спасает только особый монополистический статус, в первую очередь, в малых городах и сельской местности. Он навязывает закупочные цены, заставляя население сдавать ему грибы, овощи и ягоды за копейки. При этом Белкоопсоюз через своих лоббистов препятствует организации частных коммерческих структур, которые бы имели право покупать у населения с/х сырьё, грибы и ягоды. Этот номенклатурно-коммерческий динозавр ещё советской эпохи без зазрения совести заставляет беларусов сдавать им овощи, фрукты, грибы и ягоды за копейки.

Картофель Белкоопсоюз покупает у населения по 15 – 25 копеек за 1кг. В магазине он продаётся по 45 – 50 копеек, в 2 – 3 раза дороже. Яблоки скупаются по 70 – 1,4 рубля. В магазине – 1,6 рубля – 2,6 рубля. Лисички скупаются по 3 – 5 рублей, в то время, как на западных рынках спрос на них, в том числе фармацевтической продукции, огромный, а цены достигают $100 за 1 кг.

Белкоопсоюз является посредником, которому коммерческие интересы переработчиков с/х продукции и розницы важнее, чем доходы населения села и малых городов. Если бы вместо Белкоопсоюза работали конкурирующие между собой частные закупочные структуры, белорусы на продаже овощей, фруктов, грибов и ягод могли бы зарабатывать в 2 – 3 раза больше.

Вот так работают узаконенные и освященные государством коммерческие посредники. Именно они сегодня являются одним из самых мощных тормозом в проведении структурных, системных реформ. Причина их решительного, категоричного протеста против рыночных реформ очевидна. Реформы бы разрушили их бизнес модель, источник их обогащения. Мало высказаться против посредников. Надо принять правовые, организационные решения, которые бы ликвидировали порочную практику номенклатурно-коммерческого посредничества. Именно это обещал А. Лукашенко в своей предвыборной программе 2015-го года – ликвидировать конфликт интересов в органах госуправления. Это был бы шаг по защите обыкновенных потребителей. Пока же не они, а интересы номенклатурно-коммерческих группировок находятся под крылом белорусского правительства».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)