Романчук: «Итоги развития экономики в первом полугодии разоблачили руководителей Совмина»

Экономист Ярослав Романчук – о 10 выводах по итогам развития экономики Беларуси в первом полугодии.

Иллюстративное фото

– Итоги развития экономики Беларуси в I полугодии 2019 года разоблачили руководителей Совмина, – считает Романчук. – В конце весны премьер-министр Румас, его первый заместитель Турчин и министр экономики Крутой в один голос заверяли, что оснований для пересмотра прогноза развития экономики на 2019 год нет. Мол, летом и в концовке года белорусская экономика пришпорит и вырастет на обещанные президенту 4% ВВП.

Как бегун, который умело раскладывает силы на дистанции и во второй её половине ускоряется для нужного результата.

В I квартале белорусская экономика выросла на 1,1%, а в январе – июне 2019 по сравнению с аналогичным периодом 2018 года – только на мизерные 0,9%. Для сравнения: первое полугодие 2018 года к первому полугодию 2017-го – было 4,5%. Даже в проблемном 2017-м было больше…

На основании статистических данных, принимаемых правительством решений, характера диалога с бизнесом, экспертным сообществом и населением можно сделать следующие выводы:

1) Совмин Румаса/Турчина уже провалил задание V пятилетки (2016-2020 гг.) по основному показателю – валовому внутреннему продукту. В Беларуси продолжается деиндустриализация, накопление токсичных активов и инвестиционных ошибок. Совмин не имеет плана нейтрализации внешних и внутренних негативных факторов. Складские запасы, неплатежи, огромная зависимость от дорогих кредитов – это разбалансировка экономики.

2) Совмин Румаса/Турчина очень близок к тому, чтобы провалить среднесрочную стратегию развития Беларуси «ВВП – $ 100 млрд. в 2025 году». Зато правительство гордится 23-м местом по достижению целей устойчивого развития ООН. Мы даже Польшу опережаем (29-е место), вот только почему-то белорусские белые и голубые воротнички тысячами едут в Польшу на зарплату в 2-3 раза выше.

3) Совмин Румаса/Турчина вопреки приказам Лукашенко восстановил порочную практику «зря-платы». Производительность труда выросла всего на 1,2%, а номинальная зарплата – на 14,3%, реальная (с учетом инфляции) – на 7,9%. Это называется «проедание будущего». А в это время власти планируют повышение пенсионного возраста, называя это почему-то реформой.

4) Совмин Румаса/Турчина провалил задание по диверсификации экономики и по росту экспорта. Здесь белорусская экономика снова ушла в минус. Недооценка фактора «Россия», неспособность обеспечить снятие торговых барьеров в Евросоюзе, а также слепое упрямство не расширять сферу частной собственности в производстве товаров и услуг внутри страны – вот рукотворная рецессия во внешней торговле. А с ней – увеличение рисков девальвации и инфляции.

5) Совмин Румаса/Турчина не обеспечил финансовую и платежную дисциплину, не предпринял мер для разрушения олигополии белорусских государственных банков и Банка развития, не смог вернуть выручку из-за границы (выросла внешняя дебиторка (на 7,9% с начала года) и просроченная дебиторка (на 4%)).

Госбанки продолжают работать с рентабельностью под 30 – 40%, а производители товаров вынуждены были отдать на обслуживание кредитов BYN 26 млрд. или 26,8% выручки.

6). Совмин Румаса/Турчина провалили задание по привлечению «живых» инвестиций. Основным инвестором было и остается государства (читай деньги налогоплательщиков). Разорительные для национальной экономики государственные инвестиционные программы – это освоение чужих денег. Ни слова о структурных реформах. Ни слова о приватизации. Ни слова о снятии блокирующих приток прямых иностранных инвестиций барьеров.

7) Совмин Румаса/Турчина провалил задание/приказ Лукашенко по реализации Декрета № 7 по развитию предпринимательства, а принятый КГК порядок корректировки налоговых баз – это плевок в лицо тем, кто радовался отмене указа № 488 и объявленной декриминализации. VIP-чиновники переиграли бизнес-сообщество, в очередной раз сунув ему вместо реальных, значимых изменений делового климата, целый набор мелочевки и симулякр.

8) Совмин Румаса/Турчина не сделал даже маленького шага для решения проблемы № 1 белорусского бизнеса – снижения высокой налоговой нагрузки. Более того, размер госсектора, если его оценивать доходами органов госуправления, в 2019 году вырос. Это значит интенсификация вытеснения и без того малого частного сектора.

Это значит сохранение прочных, коррупционных, откатных схем и тупиковых инвестиционных программ, в том числе за счет дорогих и невыгодных внешних кредитов. Они только договариваются брать все новые и новые кредиты. Дорогие и опасные для финансовой устойчивости страны.

9) Совмин Румаса/Турчина не договорился с правительством России о снятии торговых барьеров на пути белорусских товаров. Сомнительные торговые схемы, реализуемые при использовании территории Беларуси, продолжают оставаться причиной дискриминационных мер против честных белорусских производителей. Интеграционные проекты буксуют, в том числе и потому, что правительство не мыслит свою политику без статуса нефтегазового эмирата России.

10) Совмин Румаса/Турчина не восстановил принцип равенства условий хозяйствования даже на рынке розничной торговли. «Тюбетейки» остаются терминатором ИП, малого и среднего бизнеса и даже «Беллегпрома», но «крыша» у них такая высокая, что Румас/Турчин/Колтович не смеют их трогать. Равно как и проект «Табакерки», который несет по всей стране один из свежих бизнес-фаворитов президента.

Трудно назвать хотя бы одно существенное достижение нынешнего состава Совмина…