И только тогда, когда Россия проиграет Украине в войне, когда начнутся процессы фрагментации, развала системы и не будет платежей, вот тогда все эти яйца, которые белорусский режим сложил в одну корзину, могут разбиться. Не все, но большая часть, которая повергнет белорусскую экономику в кризис.
Романчук: «История не знает ни одного случая, когда бы люди доверили свои вклады государству-терминатору и стали зажиточными»
Экономист — о том, грозит ли Беларуси до конца года банковский и финансовый кризис.
— Рублевые депозиты населения в белорусских банках составляют порядка 3-х миллиардов долларов, 4,7 млрд долларов — это валютные вклады. В совокупности 7,7 млрд долларов, приводит статистику Ярослав Романчук в программе Экономика здравого смысла. — Это приличная сумма, которая превышает размер годовой пенсионного фонда Беларуси. Так что белорусы достаточно активно поддерживают систему ЗАО «Семья», совок-госплан.
Это не все депозиты, потому что есть еще депозиты рублевые и валютные юридических лиц — в основном, государственные, госбанки их держат, так что основным бенефициаром является государственный сектор. И так вместе с депозитами населения все вклады в белорусской банковской системе составляют 18,4 млрд долларов в эквиваленте, из которых 10 млрд долларов это рубли.
То есть сказать, что произошел существенный отток за три года, когда Беларусь под санкциями, не приходится. Да. конечно же, это не пики, но говорить, что в Беларуси остро не хватает денег населения и вкладов юридических лиц, безусловно, нельзя.
18,4 млрд долларов — это недалеко до объема расходов государственного бюджета, который составляет 22,4 млрд долларов в 2022 году. Если же сравним эту цифру с объемом кредитов, то увидим, что основным источником кредитования белорусской экономики являются те самые вклады.
Объем кредитов на 1 мая составляет около 63-65 млрд рублей или в эквиваленте 22-23 млрд долларов. Это серьезные деньги, которые пускаются прежде всего на поддержку государственного сектора, причем в этом секторе есть свои любимчики, которые в рублях получают 2-5% годовых, ни в чем себе не отказывая.
И даже когда они как заемщики не могут деньги вернуть, они приходят вместе с банкирами к министрам, к Нацбанку, к правительству, администрации президента и говорят: давайте мы сделаем операцию, зачтем эти долги, скажем, что это наш вклад, вы банкам компенсируете из бюджета наши убытки и продолжим на следующий год.
И так продолжается из года в год, система крутится, сама себя воспроизводит. Она будет делать так до тех пор, пока будет щедрая Россия, которая будет принимать товары и услуги, а также предоставлять через российские банки или через займы государственные оборотный капитал.
Так что сегодня можно сказать, что вклады населения и юрлиц сохраняют стабильность белорусской финансовой системы. Но как только усугубится проблема неплатежей, как только усугубятся проблемы продажи товаров на российский рынок, как только российские банки перестанут давать кэш для белорусских предприятий либо правительство России для белорусского правительства, вот здесь начнутся серьезные проблемы.
Думаю, что это тоже обсуждала Набиуллина вместе с Лукашенко во время недавнего визита в Минск, как вместе сделать такую систему платежей, чтобы нельзя было поймать, уличить в сотрудничестве с тоталитарными подсанкционными режимами их партнеров — третьи страны, прежде всего, Китай, Индия, Турция и другие страны, которые просто зарабатывают деньги на войне. Так что Лукашенко тоже зарабатывает, как мы видим.
Систему держат как порох сухой. Эта система не имеет ресурса для какого-то рывка вперед, но для того, чтобы обеспечивать саму себя — госсектор прежде всего — оборотным капиталом и ресурсами, а также, если необходимо включать инфляционный налог, вот этого хватает
Экономист отмечает: когда доля вкладов в BYN-рублях будет более 70%, власти получат прекрасную возможность превращать эти вклады в пыль при помощи инфляционного налога. Романчук напоминает, во что превратили белорусские/постсоветские власти вклады двух поколений людей в начале 1990-ых.
— Вывод простой: доверять государству монополию на деньги гораздо опаснее, чем доверять спички сумасшедшему, — заключает эксперт. — История не знает ни одного случая, когда бы люди доверили свои вклады государству-терминатору и стали зажиточными.
Читайте еще
Избранное