Экономика

Романчук: «Грязная» нефть вслед за санкционкой показали целый ряд критических слабостей

У России и Беларуси свое басманное правосудие и свои данкверты.

«Железо ржавеет? Это не вопрос викторины для первоклашек. Это принципиально важный вопрос в переговорах между Россией и Беларусью по определению размера компенсации за грязную нефть, — пишет Ярослав Романчук. — Пока ясно одно. Виновата российская сторона. Она согласилась заплатить Беларуси компенсацию. Открытым остаётся вопрос «сколько». До начала заседаний совместной Рабочей группы РБ и РФ предварительные оценки ущерба отличались (минимальная и максимальная) в 5 – 7 раз.

Представители белорусской стороны, формируя список претензий и обоснование для определения объёма денежной/товарной компенсации, заявляли о повреждении нефтяной трубы. Российская сторона в недоумении ответила, что грязная нефть и повреждение трубы не может никак связать в логическую, научно обоснованную цепочку.

Понятное дело, что современные трубы – это не только сталь, а много полимерных материалов, но когда представители двух сторон проявляют такие радикально разные подходы к оценке ущерба, без посредника в лице профессиональных страховщиков, других спецов в сфере управления и оценки рисками не обойтись.

«Грязная» нефть вслед за санкционкой показали целый ряд критических слабостей белорусско-российского формата отношений:

1) сильнейшая политизация коммерческих отношений. В условиях свободного рынка такого рода споры были бы предметом выяснения отношений двух коммерческих структур. У нас же мнения, оценки дают руководители исполнительной власти;

2) отсутствие доверия к экспертизе, контрольным мероприятиям, судебной власти. У каждой страны своё басманное правосудие, свои данкверты и прокуроры. Когда им поступает политический приказ, закон сильно краснеет и забивается в угол;

3) искажение обеими странами полноценных рыночных механизмов обмена товарами и услугами в пользу национальных лоббистов в лице мощных номенклатурно-силовых кланов;

4) опасная ассиметричность реакции сторон на претензии друг друга: нефть, газ, продовольствие, формат поддержки национальных производителей, оборона, внешняя политика, транспорт, деньги, налоги, кредиты, транзит – всё в одном флаконе.

Посмотрим, какая будет окончательная сумма компенсации ущерба Беларуси от грязной российской нефти. Главное, чтобы белорусские власти, наконец, поняли, что на нефти благополучие своей страны не построишь, высокие темпы роста экономики не обеспечишь. К сожалению, очистить нефтяные труды от грязи гораздо проще и дешевле, чем мозги полисимейкеров от догм госплановской, централизованной экономики».